Итоги конкурсов 12-го кинофестиваля «Темные ночи»
подтвердили однажды избранный фестивалем курс на поддержку артхауза, авторского
кинематографа.
Жюри, возглавляемое живым классиком европейского кино голландцем Йосом
Стеллингом, две самые почетные награды, Гран-при и приз за режиссуру, присудило
британцам: соответственно Стиву МакКуину («Голод») и Майклу Уинтерботтому
(«Генуя»).
Говоря
откровенно, Уинтерботтом несколько разочаровал. Его «Генуя» сделана
безукоризненно, быт и мистика в ней отмерены с аптекарской точностью дозировки,
но после блистательного «Тристрама Шенди», поражавшего элегантностью
режиссерских ходов и типично британским юмором, новая картина признанного
мастера — не шаг вперед. Чтобы не сказать больше.
Лучшие из лучших
Герой
картины (его играет неизменно обаятельный и интеллектуальный Колин Ферт) после
смерти жены переселяется с двумя дочерьми в Геную.
Атмосфера
старинного итальянского города с его чрезмерно темпераментными обитателями,
узенькими таинственными улочками и почти средневековой строгостью школы, в
которой должны теперь учиться девочки, пугает и завораживает. Младшей сестре
Мэри на этих улочках является образ погибшей матери; девочка бежит за ним, едва
уворачиваясь от машин, отец следует за дочерью… Эта безумная погоня завершает
фильм и завершается счастливо: как-никак, жанр «Генуи» обозначен как мелодрама.
Зато
МакКуин, темнокожий художник, дебютирующий в кинематографе (!), снял свою
картину вопреки всем принятым ныне правилам (хотя и не без некоторой оглядки на
опыт Антониони). «Голод» рассказывает о том, как ирландский бунтарь Бобби
Сэндс, находясь в тюрьме, объявил голодовку, требуя человеческого обращения с
заключенными, отмены унизительных тюремных роб, а главное — против
приравнивания всех борцов за независимость Северной Ирландии (включая
террористов!) к уголовникам.
Фильм-сенсация
МакКуин
может посадить двух актеров в профиль к камере и заставить их 20 минут вести
диалог (чуть ли единственный в картине, в которой видеоряд абсолютно
доминирует). Избиения заключенных в тюрьме и медленная смерть главного героя
показаны во всех подробностях, с берущим за душу натурализмом. Смотреть на это
невыносимо, но мастерство и новаторство МакКуина неоспоримы!
Спецприз
жюри присужден еще одной удивительной картине, израильской анимационной ленте
«Вальс с Баширом» (режиссер Ари Фольман). Этот фильм дал начало новому
направлению в документальном кинематографе.
В
1982 году режиссер, в ту пору 19-летний солдат, участвовал в т.н. Ливанской
войне, в которой израильский десантный корпус выступил на стороне ливанских
христиан-фалангистов, воевавших против собственных исламских фанатиков и
палестинских террористов.
Война
закончилась жестокой резней, которую фалангисты устроили в лагерях палестинцев
Сабре и Шатиле. Международное расследование признало Израиль невиновным, но
Фольмана, как и его друзей, участвовавших в той войне, до сих пор мучит вопрос:
можно ли было предотвратить резню?
Сначала
интервью были сняты на пленку. Затем, чтобы отойти от традиционного формата
документального кино и получить возможность выйти на широкие образные
обобщения, Ари Фольман превратил отснятый на видеокамеру киноматериал с
реальными людьми в мультипликацию.
Картина
произвела сенсацию в Каннах; те, кто видели ее на нашем фестивале, тоже были
потрясены.
Правдиво и талантливо
Приз
за лучшую женскую роль присужден фантастически естественной и убедительной
русской молодой актриса Александре Тюфтей, сыгравшей главную роль в фильме
«Муха».
А
«мужской» приз жюри фестиваля разделило между тремя актерами из финской
депрессивной рождественской драмы «Три мудреца» — Кари Хейсканеном, Пертти
Свехольмом и Тимо Торикка, сыгравшими трех неприкаянных и по-фински неумеренно
пьющих мужиков в возрасте около 50. Из отмеченных картин эта была самой
традиционной и самой «нефестивальной».
Меня
лично очень порадовало то, что фильм болгарина Стефана Командарева «Мир велик,
а спасение поджидает за углом» был не только отмечен большим жюри, но и получил
премию «Дон Кихот» от Международной федерации киноклубов.
Действительно,
снять в наше время светлую, жизнерадостную, оптимистичную, и к тому же
талантливую и правдивую картину из современной жизни — настоящее донкихотство.
Но без донкихотов мир был бы совсем беспросветным.
Призы кинофестиваля «Темные ночи»
Конкурсная
программа «Евразия»
•
Гран-при: «Голод», режиссер Стив МакКуин (Великобритания-Ирландия).
•
Лучший режиссер: Майкл Уинтерботтом, «Генуя» (Великобритания).
•
Лучший актер: Кари Хейсканен, Пертти Свехольм и Тимо Торикка, «Три мудреца»
(Финляндия).
•
Лучшая актриса: Александра Тюфтей, «Муха» (Россия).
•
Лучший оператор: Лука Бикацци, «Il Divo» (Италия).
•
Специальный приз: «Вальс с Баширом» (Израиль).
•
Отмечены: «Мир велик, а спасение поджидает за углом», режиссер Стефан
Командарев (Болгария) и «Лошадь на двух ногах», режиссер Самира Махмальбаф
(Иран).
Конкурс полнометражных фильмов
стран Балтии
•
Приз Tridens Balti film: «Трое мужчин и рыбный пруд», режиссер Лайла Пакалниня
и Марис Маскаланс (Латвия).
•
Приз Scottish Leaderi Eesti film: «Жизнь без Габриэллы Феррита», режиссеры
Ольга и Прийт Пярн.
•
Лучший оператор: Марис Маскаланс, «Трое мужчин и рыбный пруд» (Латвия).
•
Отмечены: «Алеша», реж. Меэлис Муху (Эстония) и «Toomiku film» («Фильм
Тоомика»), режиссер Марко Раат (Эстония).
Остальные призы
•
Приз мировой сети по продвижению азиатского кино (NETPAC) за лучший азиатский
фильм: «Шахта», режиссер Чзан Чи (Китай).
•
Приз Международной федерации киноклубов (FICC) «Дон Кихот»: «Мир велик, а
спасение поджидает за углом», режиссер Стефан Командарев (Болгария).
•
Приз Международной организации кинокритиков (FIPRESCI) лучшему фильму стран
Балтии: «Мастера времени», режиссер Майт Лаас (Эстония).
•
Приз Эстонского союза кинооператоров — приз Харри Рехе: Макс фон Зюдов.