Возобновление пассажирского сообщения между прибалтийскими
столицами связано с известным проектом Rail Baltica, с новой
инфраструктурой и колеей 1435 мм, прокладываемой в Эстонии, Латвии,
Литве и Польше. Однако строительство дороги Rail Baltica сталкивается с
серьезными трудностями.
Добраться в Ригу из Таллина поездом по-прежнему невозможно, хотя
восстановить сообщение между столицами планировалось еще в ноябре 2008
года. Движение поездов заблокировано на эстонском участке пути между
станциями Тарту и Валга, пишет ИА Regnum.
Министерство экономики и коммуникаций Эстонии перед новым годом
объявило пассажирам, что связано это с модернизацией железнодорожного
полотна. Тогда же Eesti Raudtee сообщила, что строительные работы здесь
шли по графику, отремонтировано уже более 30 км пути. Но сейчас работы
приостановлены и, вероятно, продолжатся только весной. О причинах
задержки не сообщалось.
Идея прокладки общеевропейской железной дороги Rail Baltica появилась
на свет с целью развития континентальной транспортной сети (TEN-T).
Несколько лет назад ЕС включил ее строительство в число приоритетных,
выделил средства для технико-экономических расчетов. Однако подготовка
документации затягивалась, и страны Балтии решили действовать
самостоятельно.
По их инициативе намечена поэтапная модернизация дороги, чтобы на
рельсах широкой колеи достичь скорости 120-160 км/ч. Поэтапное же
сооружение дороги поможет на первых порах обойтись меньшими средствами
и накопить опыт эксплуатации путей с колеей различной ширины. Была
подана заявка на финансирование исследований из фонда TEN-T на
2007-2013 годы. Трем республикам выделялось 124 млн евро.
Интерес к поэтапному введению в строй дорогостоящей магистрали проявили
и эстонцы. Правительство приняло решение поддержать инициативу соседей
и подписало с Латвией соответствующий договор. Причем в первой фазе
железнодорожное сообщение между Таллинном и Ригой должно пройти через
Валга. Было решено модернизировать и частично построить 78 км
обветшалых путей на линии Тарту - Валга. Ну а конечная цель - к 2016
году построить магистраль с единым европейским стандартом, соединяющую
балтийские государства и Польшу. И, возможно, через них - Германию.
Однако пока все попытки приступить к реальному строительству
оканчиваются неудачами. Маршрут для Брюсселя оказался сложным и с
организационной, и с финансовой точек зрения. Вложения в
железнодорожные инфраструктурные проекты в Европе вообще не пользуются
популярностью у инвесторов, в том числе и у частных. Тем более в
условиях кризиса.
В 2007 году был объявлен конкурс на проведение работ по реконструкции
пути от польской границы до литовского города Мариямполе. Согласно
решению Еврокомиссии технико-экономическое обоснование проекта
необходимо подготовить к 1 сентября 2009 года. Реализовать его смогут,
вероятно, только крупные международные консорциумы.
По мнению координатора Европейской комиссии проекта Rail Baltica Павла
Телички, в его реализации до сих пор много неясностей. Литва начнет
работу, если только начнет действовать Польша. В свою очередь Латвия
приступит к Rail Baltica, когда это сделает Литва, полагает Теличка.
В этом году он планирует организовать повторную встречу министров
сообщения, а возможно, и финансов четырех государств, участвующих в
проекте. Проблема в том, что финансовая сторона Rail Baltica пока
существует исключительно в формате "возможно". Точных цифр нет. Во
всяком случае, еврокоординатор назвать их не смог.