В последнее время, рассуждая о мерах,
необходимых для спасения экономики, как-то ни разу не упомянули транзит, словно
его и нет вовсе. А то, что было, осталось в прошлой жизни, получается, что и
неправда.
Но подобное отношение к одной из важнейших сфер экономики страны в корне
неверно. А в нынешних критических условиях для Эстонии, считают Деловые Ведомости, именно
транзит может быть тем стартёром, который запустит всю экономику страны. И
предпосылки для этого есть.
Транзит - эта та сфера экономики, которая за время своего развития наработала
достаточные ресурсы, которые снова могут начать работать и приносить стране
деньги.
Не стоит думать, что транзит обогащал небольшой круг местных олигархов - это
очень поверхностный взгляд. На самом деле он давал работу сотням
предприятий. По оценкам специалистов, транзит приносил стране порядка 20-30
млрд. крон, которые на сегодняшний день после печально памятных "бронзовых"
событий государство теряет.
В сфере транзита у нас есть высококлассные специалисты, которых не надо
готовить. А для успешного движения товаров Эстония имеет развитую
инфраструктуру. Так что, если не только не мешать, но и немного помочь
транзиту, то этот сектор экономики снова начнёт работать и, что
немаловажно, быстро приносить дивиденды.
Для начала необходим диалог с Россией, что послужит положительным сигналом
для инвесторов, для западных финансовых институтов. А то для них, что Латвия,
что Эстония - одного поля ягоды. Кстати, первый шаг в этом направлении сделан.
На прошлой неделе в Эстонию приезжала делегация МИДа России.
Разумеется, не всё так радужно. Главное, что потеряно много времени, и сейчас
при жёсткой конкуренции даже не портов, а стран между собой за грузопотоки,
направить их через Эстонию будет очень трудно. И даже если удастся заполнить
наши порты грузами, то это может быть кратковременным явлением. Вдруг наше
правительство - хоть это, хоть следующее - снова решит что-нибудь выкопать и
перенести? Но в любом случае в нынешних условиях транзит может быть той
палочкой-выручалочкой, которую отчаянно ищут наши правители.
Сейчас много говорят о том, что нужна государственная помощь экспортёрам.
Якобы именно экспорт выведет страну из экономического кризиса. Более того,
производители товаров, ориентированных на экспорт, такую помощь получат в виде
государственных гарантий и кредитов на сумму в 4 млрд. крон. Что само по себе,
конечно же, хорошо.
Но почему-то никто не задумался, что в связи со спадом потребления во всём
мире, на то, чтобы найти новые рынки сбыта, на то, чтобы начать производить и -
самое главное - начать продавать новые товары, уйдёт масса времени, денег и
ресурсов. А отдача от усилий будет видна в лучшем случае через пару-тройку
лет. Стране же результаты нужны сейчас. Потому что именно сейчас надо
платить пенсии, именно сейчас нужны деньги здравоохранению, именно сейчас нужны
рабочие места и именно сейчас разваливается на глазах бюджет.
И в данной ситуации транзит, если правительство наконец поймёт это и поможет
ему опять нарастить объёмы, позволит стране не свалиться в кабальную зависимость
от внешних кредиторов и запустит экономику страны. Кстати, для этого не нужны те
колоссальные средства, какие нужны для поддержки экспорта.