Сегодня, 24 февраля, Эстония отмечает национальный праздник - День 91-ой годовщины провозглашения независимости Эстонской Республики. На вопросы ИА REGNUM ответил известный эстонский историк, доктор исторических наук и доцент кафедры истории Эстонии Тартуского университета Аго Паюр.
ИА REGNUM: Несмотря на более чем 90-летнюю историю создания эстонского государства, сохраняются ли в современной историографии "темные пятна", до сих пор не раскрытые эстонскими историками?
Да, и довольно много. Создание государственности обычно не очень документируют. Люди работают больше, а документов создают намного меньше. В двадцатые-тридцатые годы все это еще не было историей. Затем Вторая мировая война, другие события. Ну, а какой была история в советское время, вы и так знаете, она была политизирована. Получается, что многие вопросы останутся теперь без ответа.
ИА REGNUM: В настоящий момент, как Вам кажется, история в Эстонии не является также "жертвой политиков", инструментом пропаганды в интересах определённых политических сил и националистических группировок?
Я думаю, что сегодня в Эстонии история больше наука, чем средство пропаганды. Я как профессиональный историк ни разу не чувствовал, чтобы была некая государственная заявка, чтобы сделать определенные выводы на основании исторических исследований - такого никогда не было. Это в большей степени зависит от человека, какие у него политические взгляды.
ИА REGNUM: Вы согласны с критиками эстонской историографии, что в современной трактовке исторических событий и поступков деятелей истории присутствует немало мифов и отсутствует возможность узнать альтернативные взгляды и изложения, создать независимое суждение?
Трудно сказать. Все-таки мифов не так уж и много, хотя некоторые найдутся. Дело в том, что профессиональных историков в Эстонии кажется много, если посмотреть на списки, но тех историков, кто исследует 20-ый век, таких немного. С другой стороны, больше мифов все-таки про Средние века и древнюю Эстонию, чем про события прошлого века.
ИА REGNUM: Какую позицию в дискуссии о характере Освободительной войны (1918-1920), положившей начало Эстонской Республики, Вы занимаете: это была война эстонцев против международных оккупантов или это была гражданская война внутри эстонского общества?
Вообще-то, в основном эта была внутриэстонская борьба, против "красных эстонцев". Это была гражданская война в том смысле, что идеологические вопросы играли важную роль. С одной стороны, эстонские националисты, национальные взгляды, с другой стороны, эстонские интернационалисты и коммунисты. Стоит признать, что эстонских коммунистов было значительно меньше и без помощи российской Красной Армии они бы не удержались у власти. Так что, с этой точки зрения, гражданской войны в Эстонии вроде бы и не было.
ИА REGNUM: В последнем большом историческом труде Вашего коллеги Мати Графа, наоборот, утверждается, что среди эстонцев в тот период преобладали левые настроения, большевики победили в Таллине и крупных городах Эстонии на местных выборах 1917 года, социал-демократы имели большой вес среди эстонских политиков, никто из эстонцев не хотел воевать с советской Россией, эстонские солдаты требовали перемирия, которое и было заключено в 1920 году в Юрьеве (Тарту).
Это верно. Только что закончилась Первая мировая война. И как только Красная Армия была отбита от границ Эстонии, среди эстонцев сразу возникли настроения, что надо как можно быстрее все это закончить. Социал-демократические взгляды были действительно очень популярны, но это не коммунистические, не большевистские взгляды все-таки...
ИА REGNUM: По Вашему личному мнению, не пришло ли время исторического примирения эстонцев, прощения друг-другу прошлого ради общего будущего? Пришло ли время примирить эстонцев не только с легализованными в современной Эстонии бывшими немецкими коллаборантами вроде Улуотса и Тиффа, но и с представителями советской партийной номенклатуры Кябином, Вяльясом, воинами Эстонского Стрелкового Корпуса Красной Армии?
В принципе, обществу такой выход нужен. Но что общество к нему готово, в этом я сомневаюсь. Должно пройти еще какое-то время. Мое личное мнение - пора заканчивать войны, это ведь уже история, которая не должна быть политикой.
ИА REGNUM: Как Вы относитесь к альтернативным историческим книгам, выпущенным в последнее время в Эстонии, в которых утверждается, что будущий президент Эстонии Леннарт Мери в годы своей советской биографии был информатором КГБ, его отец Георг - профессиональный эстонский дипломат - выдал секретные шифры МИД Эстонии советским спецслужбам в обмен на безопасность и эмиграцию семьи, руководитель эстонских Вооружённых Сил генерал Йоханнес Лайдонер был крупным коррупционером и активным соучастником разделения бывшей российской царской собственности в Эстонии между бизнес-элитой и так далее.
Такие люди будут и дальше, я лично не верю в такие версии ничуть. Я бы не стал таких историков называть коллегами. Я бы их назвал "самозванцами".
ИА REGNUM: Нынешний экономический и финансовый кризис в Эстонии сопоставим с первым серьезным экономическим кризисом Эстонии в начале 30-х годов прошлого века? Понятно, что другие масштабы и обстоятельства, но для простого эстонца какой кризис оказался тяжелее и труднее в сравнении?
Все-таки кризис 30-х годов был серьезнее. С точки зрения простого эстонца и на бытовом уровне и по уровню жизни в 1933 году было значительно хуже, чем сейчас. Было очень трудно.
ИА REGNUM: Над какой темой Вы работаете сейчас?
Летом я надеюсь опубликовать в эстонском историческом журнале Tuna статью о войне эстонской армии с немецким "ландесвером" (народным ополчением проживающих в Прибалтике немцев и их союзников - прим. ИА REGNUM) во время Освободительной войны.