Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2009»Апрель»4 » Галина Преображенская: Творчество помогает остаться самим собой
Галина Преображенская: Творчество помогает остаться самим собой
22:53
В Центре русской культуры в Таллинне открылась выставка художницы Галины Преображенской.
Художник, соглашается сама с собой Галина Преображенская, это больше
мужская профессия. И в Объединении русских художников Эстонии таковых
абсолютное большинство. Председатель объединения Валерий Смирнов работы
Галины оценил словом "мастеровитые". Это высокая и профессиональная, и
мужская оценка.
Картины Галины Преображенской очень разные. И
у каждой своя особенная цветовая гамма, будь то пейзаж, натюрморт или
портрет. Каждая - сама по себе.
"Это зависит от состояния
души, от какого-то периода жизни или конкретной истории. Я когда-то
писала портрет девушки. Она была веселая, все время улыбалась. А у меня
получилась какая-то серьезная. Я потом ее увидела лет через пять, и она
такой и стала", - пытается доходчиво объяснить тайны творчества
художница. Потом она назвала несколько работ и поведала о событиях в те
годы, периоды, когда их писала.
Названия, впрочем, с виду
простые. "Лето прошло" (натюрморт). "Март" (пейзаж). "Шторм"... Среди
них есть и "Автопортрет". И после разговора с Галиной, кажется,
догадываешься, что он не случайно оказался в самом начале. Собственно,
вся выставка — и есть собирательный автопортрет художницы, в котором
переплетаются и пастельные тона, и более резкие и яркие. От шторма к
лесной глуши, где тишина и покой. Или уютный "Осенний натюрморт"
напротив рисунка углем "В Петербурге дожди".
Галина родилась в
Таллинне в 1955 году. К живописи потянулась в школе и собиралась
поступать в Художественный институт. Мама отвела ее к маститому
художнику, чтобы он посмотрел ее работы. Художник, вспоминает Галина,
сухо заметил: да, работать еще надо. Она расценила это как приговор и
уехала в Ленинград поступать в педагогический имени Герцена на русский
язык и литературу.
Но от судьбы не уйдешь. В приемной комиссии она увидела табличку "Художественно-графический факультет". Туда и поступила.
"У
нас преподавали профессора из Академии художеств. И готовили из нас
художников, а не просто учителей рисования. Я воспитывалась там на
русской и зарубежной классике. Один Эрмитаж чего стоит", - вспоминает
Галина.
Но после получения диплома надо было его три года
отрабатывать в школе. Этим она занималась в Таллинне в 40-й школе. А
потом были разные работы, но к педагогической деятельности Галина
все-таки вернулась. И сейчас у нее много учеников, среди которых есть и
совсем взрослые, решившие заниматься живописью.
"Живопись, и
вообще творчество, спасает, помогает остаться самим собой, когда
выпадают испытания, - делится собственным опытом художница. - Среди
моих учеников очень много женщин. Но вы правильно заметили, что среди
художников женщин мало. Это не потому что у них мало таланта. Они по
своей натуре приносят себя в жертву семье. А в творчестве женщине себя
утвердить очень трудно. Мужчины не терпят рядом с собой конкурентов,
тем более женщин. И им приходится доказывать свои пофессиональные
качества. Я самоутверждаюсь уже много лет. С другой стороны, это
стимулирует.
Еще я заметила, что чем больше работаешь, тем
больше ты узнаешь на что способен. Об этом я говорю своим студенткам,
которые еще не начав работать, уже сомневаются в успехе".
Среди ее учеников есть женщины, которые берутся за кисть уже в
50-летнем возрасте. Галина Преображенская этому не удивляется, а
считает нормальным явлением.
"Наступает своеобразный момент
самореализации, который приходит на смену нереализованности. Мое личное
наблюдение сводится к тому, что если человеку дано, то он все равно не
хозяин этих способностей. Он проводник и сам должен все реализовать. Не
зря же говорят о служении искусству. А искусство требует самоотдачи", -
просто объясняет художница философскую задачу.
К своим работам
она относится по-женски трепетно, как и можно было предположить. И на
вопрос, не скучает ли она по своим картинам, оказавшихся в музеях или
у разных людей, Галина ответила, что это нечто иное, чем ностальгия.
"Интересно
посмотреть на свои работы через какое-то время. Я тогда на них смотрю
уже новыми глазами. Вообще, это приятно, что твоя работа кому-то
скрашивает жизнь. Но когда картину покупают — жалко, потому что она
хорошая. Нельзя работать на продажу. Во-первых, такая работа уже не
будет хорошей, какой могла бы быть. Вот если работа сделана с чувством,
эмоциями,то ее покупают. Люди это чувствуют".
На выставке Галины Преображенской все картины написаны с чувством.