В таллиннской гостинице L'Ermitage открылась выставка петербургского фотохудожника Сергея Раделова "Люди и ангелы".
Сергей Раделов ехал из Петербурга на открытие выставки в Таллинн и на
встречу с городом, в котором он не был уже очень давно. Тогда он и не
помышлял, что будет заниматься цифровой фотографией, а все его мысли
были в науке, в биологии, которой он занимался всерьез, свидетельством чему защищенная
кандидатская диссертация.
Собственно,
с биологией он и не порывал, а фотография стала одним из его увлечений,
переросших в профессиональное занятие. Раделов уже давно сотрудничает с
издательством "Кристалл" и написал более сотни книг. Среди них и серия
для детей о билогии. Еще он увлекается — тоже профессионально -
оригами. Следы этого увлечения тоже можно обнаружить на его выставке.
Чем
примечательны работы Сергея Раделова и почему выставка "Люди и ангелы"
оказалась впервые в Таллинне? На этот вопрос может ответить только один
человек — дизайнер Марина Коршунова, получившая первый опыт в
организации выставок, когда жила и работала в Тарту. Уже около 10 лет
она живет в Таллинне.
Марина раскрыла секрет этой выставки и рассказала порталу Novosti ERR, как она стала ангелом этой фотоживописной экспозиции.
"Как-то
увидела работы Сергея Раделова в Интернете и решила, что их нужно
обязательно показать в Эстонии. Потому что это очень необычно. А
главное, что среди его героев — всего в его коллекции их уже более трехсот
— очень интересные люди, независимо от их известности. Есть просто
случайно встреченные Сергеем. Но он их помещает в свою поэтическую
атмосферу. И каждая фотография на этой выставке — отдельная
человеческая история", - делает короткое вступление Марина перед
показом экспозиции.
Посетители смогут каждую историю, тексты
которых написал сам художник, прочитать непосредственно под
фотографиями на эстонском и русском языках. Приведем полностью один из
текстов, своеобразным предисловием к выставке.
"Как появляются
на свет ангелы? Вряд ли они рождаются подобно людям из небесного
материнского чрева. Это выглядело бы слишком натуралистично. Возможно,
каждый ангел партеногенетически (то есть непорочно) зачинается в неком
сакральном яйце и созревает в нем до поры? Так возникла идея работы
"Рождение ангела". Через несколько дней после того, как этот образ
появился в моей голове, услужливый случай свел меня с Машей - истинным
ангелом в человеческом облике. На ее портрете яйцо изображено в виде
символического овала. Мир наш, земной, и небесный, потусторонний,
разделены непреодолимой стеной. В ее нижней части видны окаменелости,
намертво впечатанные в историю Земли. В отличие от реальных организмов,
ангелы почти не оставляют зримых следов своего присутствия на Земле.
Они подобны изображенным выше тучкам - увидеть их можно, но физически
ощутить заказано. Рождающийся на портрете ангел уже готов
спуститься в мир. Он раскрыл одно крыло и коснулся пальцами ноги
стены-границы. Пожелаем ему удачи!"
Работы Раделова и лиричны и
юмористичны. "Найденная в капусте" - новорожденная девочка, помещенная
в капустный кочан — стала победительницей многих конкурсов. И это
сочетание лирики и юмора, просто доброго отношения к людям,
сопровождают все работы художника.
Сергей Раделов в интервью
порталу Novosti ERR сказал, что он не охотится за своими героями как
папарацци. Некоторые встречаются случайно, о других он узнает из прессы. И
если человек его заинтересует, начинает его разыскивать. Так появились,
например, портреты известного карикатуриста Миколы Воронцова из газеты
"Час пик" или скрипача Задима Дмитриевича Носкова, озвучивавшего
скрипичные номера в фильме о Шерлоке Холмсе. (Подробно о некоторых
его героях можно узнать из видеосюжета).
Сергей Раделов поведал
также, что просто фотографией стал увлекаться еще в студенческие годы,
а последние пять лет стал творить на компьютере, беря за основу
фотографии своих героев.
"Самое трудное и увлекательное —
найти идею, как это сделать", - говорит он о своей творческой кухне. На
это уходит иногда несколько часов, а бывает — и несколько месяцев.
Например, увидел как-то на выставке интересную керамику и
заинтересовался личностью художника. Долго не мог с ним встретиться, но
новая работа все-таки появилась.
Что-то он подглядывает для
своих композиций у знаменитых художников. Это парящие влюбленные над
Петербургом (у Шагала над Витебском) или муза, напоминающая известную
работу Серова.
Что-то фотохудожник успел запечатлеть на камеру
и в Таллинне. Когда и каким будет результат, будем надеяться, увидим на
следующей выставке Сергея Раделова. Сам он приводит в подписи к одной
из своих работ "Внутреннее пространство" такое объяснение своему
увлечению: "Фотография является иллюстрацией к следующим строчкам Игоря
Губермана: "Свобода, глядя равнодушно, тогда лишь делается нужной,
когда внутри тебя пространство обширней камеры наружной".
Если
же говорить о самом появлении экспозиции в одном из таллиннских отелей,
то напомним, что это становится широкой европейской традицией. И помимо
многочисленных галерей, гостиницы и рестораны тоже превращаются в
места, где можно встретиться с искусством.
Выставка "Люди и ангелы" в гостинице L'Ermitage будет открыта до августа.