Первые в России серийные подводные лодки
были построены в Ревеле. А также лучшие в мире на тот период эсминцы.
Об этом и многом другом можно узнать в музее концерна BLRT Grupp.
Недавно
заводской музей, переоборудованный и обновленный, вновь открылся для
посетителей. Теперь его площадь расширена, а экспозиция дополнена
историей бывшего Морского завода, в свое время вошедшего в состав
концерна.
Руководитель музея Михаил Удальцов, которому в
сентябре исполнится 85 лет, — прирожденный музейщик, историк. В его
трудовой книжке только одна запись: 7-й завод, позднее переименованный
в Морской. Работал здесь с 1949-го года до конца 90-х, когда завод был
объявлен банкротом. И на общественных началах руководил заводским
музеем.
12 альбомов Гаврилова «То, что я
создавал годами, ребята из Морского музея вывезли к себе за три дня —
банкротный управляющий продал или просто отдал им все», — рассказал
Удальцов. По его словам, еще более грустная история произошла в 1926
году, когда Петровская верфь, как тогда называлось это предприятие,
также обанкротилась, и по решению суда ее архив был сдан в макулатуру.
Тем
не менее, Удальцов уверяет, что историю Морского завода знает
досконально. «По крохам разыскивал информацию в российских и местных
архивах», — пояснил он. «Когда мне предложили заняться
восстановлением музея, я пошел на Морской завод, чтобы собрать то, что
сохранилось, обзванивал бывших работников, в общем, кое-что удалось
наскрести», — рассказал Удальцов.
Материалов по истории
Балтийского судоремонтного завода сохранилось больше. Но и здесь не
обошлось без потерь. «Первый директор завода полковник Иван
Александрович Гаврилов, возглавлявший его с 1912-го по 1917-й годы,
после революции уехал в Бразилию и увез с собой 12 альбомов с
фотографиями и документами», — рассказал Удальцов.
Фото
Гаврилова — в самом начале экспозиции. А рядом — фотография знаменитого
авиаконструктора Ильюшина. Точнее, две: на одной — трижды герой
Социалистического труда, на другой — он же, только еще никому не
известный юноша, трудившийся машинистом-экскаваторщиком на
строительстве Русско-Балтийского завода в Ревеле. «Гаврилов поддерживал
с Ильюшиным отношения и вроде бы переслал ему эти альбомы, но где они,
выяснить не удалось, — рассказал Удальцов».
Тем не менее, на
стендах музея достаточно фотографий, отражающих историю завода с первых
дней строительства. Много также фотографий людей, оставивших след в
истории обоих предприятий. Среди них — император Николай II. «Он
утверждал их уставы», — пояснил Удальцов.
Первая страница устава
АО «Ноблесснер», предшественника Петровской верфи, 7-го и Морского
завода, представлена на стенде. «Государь император устав сей
рассматривал и высочайше утвердить соизволил в Царском Селе в 1-й день
декабря 1913 года», — написано наверху. Первый параграф указывает цель
— «для постройки в России военных и коммерческих судов всех типов и
наименований».
Не только фотографии, но и модели многих из них
можно посмотреть в музее. Кстати, Удальцов изготовил их своими руками.
Вот модель подводной лодки. «На заводе «Ноблесснер» за три года
сделали девять подводных лодок — это были первые в России серийные
субмарины, — рассказал Удальцов. — Был получен заказ на изготовление
еще 26 океанских лодок, но революция нарушила все планы».
А вот
— модель эскадренного миноносца. «На Русско-Балтийском заводе делали
тогда лучшие в мире эсминцы, развивавшие скорость до 45 узлов», —
утверждает Михаил Александрович.
Трудные годы завода «Всего
в дореволюционный период на этом заводе построили один крейсер, 5
эсминцев, 4 тральщика, 16 канонерских лодок, — сыпет цифрами Удальцов.
— Начали также делать гигантский док водоизмещением 40 000 тонн, да не
закончили».
Экспозиция, охватывающий период с 1918-го по 1944-й
годы названа так: «Трудные годы завода». Более четверти века трудных
лет? «В эти годы на этой территории располагались десятки мелких фирм,
не имеющих отношения ни к судостроению, ни к судоремонту», — пояснил
Удальцов.
Завершился этот период в сентябре 1944 года взрывами
всех зданий и причалов — перед отступлением немцы не оставили камня на
камня на этой территории. Позднее все было восстановлено.
Удальцов
продолжает мастерить модели судов и изучать историю предприятия. Он
уверяет, что находит все новые подробности. «Через три года 100-летний
юбилей завода, — напомнил Михаил Александрович. — Книгу надо бы писать.
Пока об этом ничего не говорили, но я на всякий случай делаю наброски».
Музей Музей BLRT Grupp • Таллин, ул. Копли, 103, здание заводоуправления; • Посещение по предварительной записи по тел. 610 2798 с 8.00 до 13.00 с понедельника по четверг.
0