Петербург ведет переговоры с эстонской компанией Tallink о
возобновлении регулярного пассажирского паромного сообщения. Tallink
уже пыталась здесь работать несколько лет назад, однако впоследствии
закрыла регулярные рейсы в город из-за их низкой рентабельности.
Иностранные туристы отказывались ехать в Петербург из-за визового
режима. В этом году ситуация изменилась и пассажиры паромов получили
право на безвизовое пребывание в Санкт-Петербурге в течение 72 часов. У
городских властей есть еще один неплохой аргумент для заманивания
паромных компаний: в этом году начал работать пассажирский комплекс
«Морской фасад», который в состоянии принимать морские паромы.
Tallink Grupp (штаб-квартира в Таллине, Эстония) — одна из
крупнейших пассажирских и грузовых судоходных компаний, работающих в
регионе Балтийского моря. Компания работает на семи маршрутах: Таллин —
Хельсинки, Таллин — Стокгольм, Палдиски — Капельшер, Хельсинки —
Росток, Хельсинки — Стокгольм, Турку — Стокгольм/Капельшер и Рига —
Стокгольм под брендами Tallink и Silja Line. В состав группы также
входит четыре отеля в Таллине, работающих под брендом Tallink Hotels.
Флот Tallink состоит из 13 судов вместимостью более 1000 человек.
О том, что город сейчас ведет переговоры с компанией Tallink,
в прошлый четверг на конференции «Контейнерные и Ро-Ро-перевозки на
Балтике» заявил начальник отдела морской деятельности комитета по
транспортно-транзитной политике администрации Петербурга Владимир
Родионов. Этот проект, подчеркнул он, важен для города в свете того,
что в 2010 году планируется ввод второй очереди пассажирского порта
Санкт-Петербурга («Морской фасад»). В пресс-службе комитета РБК daily
сообщили, что город действительно заинтересован в возобновлении
паромных перевозок, однако Tallink была приведена чиновником комитета
лишь в качестве примера одной из компаний, работающих на этом рынке.
Тем не менее капитан Морского пассажирского порта
Санкт-Петербург Александр Глухов сообщил РБК daily, что слышал о
ведущихся переговорах с Tallink. Он сказал, что до обращения в службу
капитана порта дело пока не дошло, однако отметил, что, если такое
обращение поступит, администрация порта готова рассмотреть его за
несколько дней. Получить комментарии непосредственно в компании Tallink
не удалось.
Паром эстонской компании ходил в Петербург из Таллина и
Хельсинки в навигацию 2004 года. В январе 2005 года работа линии была
прекращена, что объяснялось исключительно коммерческими причинами.
Линия не пользовалась спросом, поскольку иностранным туристам
приходилось прилагать усилия для получения российской визы. Кроме того,
представители Tallink объясняли отказ от заходов в российский порт в
2005 году двукратным повышением портовых сборов Морским вокзалом
Санкт-Петербурга.
Сейчас ситуация изменилась. В мае этого года премьер-министр
Владимир Путин подписал постановление, согласно которому иностранные
туристы, прибывающие в Россию на паромах, могут в течение 72 часов
находиться на российской территории без визы. На принятии подобного
документа несколько лет настаивала губернатор города Валентина
Матвиенко.
«У Петербурга есть шанс вернуть себе паромных пассажиров,
полагает директор петербургского филиала НКГ «2К Аудит — Деловые
консультации» Олег Семенов. В кризис люди меньше ездить не станут, тем
более что основными пассажирами паромов являются граждане скандинавских
стран, на которых ухудшение экономической ситуации отразилось в меньшей
степени». По словам г-на Семенова, в последнее время объем пассажирских
перевозок у паромных компаний только растет. Например, Tallink в
марте—мае 2009 года перевезла 657,3 тыс. пассажиров, что на 12,4%
больше, чем за аналогичный период прошлого года.