Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2009»Июль»15 » Пааво Ярви показал Санкт-Петербургу нового Бетховена
Пааво Ярви показал Санкт-Петербургу нового Бетховена
21:39
Два
концерта Пааво Ярви закрыли симфоническую программу фестиваля "Звезды
белых ночей". Корреспондент Коммерсанта Дмитрий Ренанский убедился в том, что время для визита
господина Ярви в расписании мариинского форума было выбрано очень
правильно — слушать что-либо после выступлений эстонского дирижера было
бы решительно невозможно.
Приглашение Валерия Гергиева поучаствовать в
бетховенском фестивальном цикле удачно вписалось в июльский рабочий
график главной приглашенной звезды "Белых ночей"-2009: накануне визита
в Петербург 46-летний Пааво Ярви закончил запись всех симфоний
композитора со своим оркестром Deutsches Kammerphilharmonie Bremen и
готовится в конце месяца исполнить их на Зальцбургском фестивале.
Встреча с лидером европейского исполнительского мейнстрима оказалась,
впрочем, едва не сорвана мариинскими логистами, предоставившими в
распоряжение господина Ярви вспомогательный состав оркестра. Итог
подобного альянса оказался неожиданно выгодным как для самого дирижера,
так и для публики. В записях Deutsches Kammerphilharmonie работа
господина Ярви неотделима от перфекционизма бременских музыкантов.
Встреча с оркестром класса "Б" подчеркнула
наиболее характерные свойства искусства дирижера.
Оно оказалось невероятно эффективным: за
считаные репетиции дирижер провел сеанс ботокс-терапии, введя острейшей
иглой в мышцы музыкантов хорошие европейские манеры, лоск и свежесть.
Эстонский маэстро предложил принципиально иной тип музицирования:
преимущественно камерный, театральный, с необходимостью молниеносно
меняться функциями и амплуа. Выступающие с приглашенными дирижерами
лишь по большим фестивальным праздникам мариинцы не могли не
подчиниться новым правилам игры и выкладывались с такой отдачей и
жаром, на фоне которых многие огрехи были едва заметны. Темпы финальных
частей были заметно более компромиссными, чем на записях с оркестром
Бремена, порой оставляла желать лучшего шлифовка деталей и рельефность
баланса, но недочеты внешней отделки интерпретации господин Ярви
компенсировал внутренней глубиной.
Исполнение четырех бетховенских симфоний
(Четвертая плюс Седьмая и Восьмая плюс Вторая) трудно не признать самым
гармоничным и цельным из слышанных в Петербурге дирижерских выступлений
последних лет. Величественной неповоротливой бронзой канонического
филармонического Бетховена и не пахло. Они очень похожи — Пааво Ярви и
его Бетховен: оба подтянутые, поджарые, мускулистые, благородно
элегантные и предельно внятные. Техника Пааво Ярви аскетически
совершенна, его дирижерская палочка транслирует мощнейшую
художественную волю, не парализующую, но заряжающую исполнение
динамической энергией. Бетховенские трактовки господина Ярви слушаются
идеальной иллюстрацией тезиса Шопенгауэра о музыке как
"непосредственном образе Воли". Непреклонность свободно
разворачивающейся структуры и абсолютный дирижерский контроль за этим
процессом поражают.
Критикуя одно из исполнений бетховенской
Седьмой, Святослав Рихтер отмечал в своих дневниках: "Не почувствовал
гордо выхваченную из ножен шпагу в первом такте". Жаль, что Рихтер не
слышал Бетховена Пааво Ярви — он умеет сгущать музыкальные образы,
делая их осязаемыми.
В записи вторая часть Седьмой симфонии следует
за первой без всякого люфта — до минувшего четверга оставалось не до
конца понятным, концептуален или случаен подобный монтаж. Концертный
формат, конечно, лишь подтвердил предсказуемую мысль о том, что
господин Ярви не терпит случайностей. Но пережить это моментальное
погружение из ослепительных горных сфер в ледяной омут живьем, не
переводя дыхания, дорогого стоило.