Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2009»Июль»23 » Отец Сергий: «Лучший священник — это бывший хиппи»
Отец Сергий: «Лучший священник — это бывший хиппи»
23:37
Выступление на различных байкерских и рок-фестивалях
— это часть миссионерской деятельности игумена Сергия Рыбко и Русской
православной церкви в целом. Для РПЦ это очень важно, поскольку после
века безбожия церковь, как древнейший институт, пытается восстановить
общество с христианскими ценностями, проникнутое духом православия.
Даже конкурирующие конфессии согласны с тем, что для русского человека
православие - наиболее естественный путь духовного развития.
Как сказал отец Сергий в одном из интервью, «ближайшая миссия на
сегодняшний день — это не в Африку ехать, а начать воцерковлять
прилегающие к храму территории. То есть города. И здесь каждая
субкультура — от молодежи до интеллигенции, национальной диаспоры —
требует своего подхода, своей школы, своего человека». И для
«неформалов» отец Сергий - свой человек.
Игумен Сергий Рыбко неоднократно выступал на байкерских и
рок-фестивалях в России со словом приветствия и знаком многим байкерам.
В Москве у него при храме в Бибиреве есть рок-клуб, в котором более 50
рок-групп. А еще секция русских боевых искусств, Клуб белого движения и Русско-Сербское молодежное объединение.
В Нарве отец Сергий по благословению святейшего патриарха Московского и
Всея Руси Кирилла обратился к присутствующим на байк-фестивале с
приветственным словом. Смысл короткой проповеди отца Сергия заключался
в том, что «неформалы должны оставаться, и байкеры должны оставаться
байкерами, не прогибаться под обстоятельствами». Церковь поддерживает
их духовный поиск.
Игумен Сергий (Рыбко). Доклад о проблемах молодежи в МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2008 г.: «Молодежные субкультуры — это
естественное явление, не надо их бояться. Мне ближе и понятнее человек
субкультуры, чем тот, кто хочет заработать большие деньги, сделать
карьеру, кто живет идеями чистогана. В субкультуры приходят романтики и
идеалисты, которые не удовлетворяются материальными интересами, которым
нужно что-то достойное, чему стоит посвятить жизнь. Они ищут смысл
бытия, высокие честные идеи, Истину. Язык их общения — рок-музыка. Не
надо ее демонизировать. Это нормальное культурное явление, в котором
есть как свои минусы, так и свои шедевры. Современная русская молодежь
— это наше будущее. Я не считаю ее «потерянным поколением», верю в нее
и буду всегда защищать ее от несправедливых нападок».
«Нарвская Газета» «выкрала» у Григория Малышкина, организатора
фестиваля, отца Сергия на 20-минутный разговор:
- Отец Сергий, вы вышли из неформальной среды. Как мне известно, вы
не единственный священнослужитель, у которого был схожий с вашим
мирской путь. Когда заканчивается та жизнь, которая часто определяется
как «секс, наркотики и рок-н-ролл», происходит перелом и человек
обращается к Богу?
- Я принадлежал к «системе» московских хиппи 1970-х годов. Секс,
наркотики и рок-н-ролл — все это, несомненно, было, однако не было
доминирующим. Доминирующим был поиск идеи - чему себя посвятить, в
конечном счете, поиск Бога. Котировались не столько наркотики, сколько,
допустим, литература. Рок-н-ролл — это свято, это то, что нас заставило
думать. Наркоманов, естественно, вычисляли, и многие из них потом пошли
по зонам, где они становились стукачами, а в среде хиппи, которые были
верны идее, наркотики не имели особенного авторитета. Я всегда был
противником наркотиков, потому что они не отвечают на вопросы жизни.
- В 1978 году в Прибалтике состоялся один из первых слетов хиппи, -
продолжил отец Сергий. - Там я познакомился с человеком, которого звали
Костя Прудников. В то время он был псаломщиком в Патриаршем соборе в
Москве, и через него, находясь на море, я впервые познакомился близко с
православием. Когда я вернулся в Москву, то первым делом позвонил
Константину, и мы стали общаться. Через несколько дней я начал посещать
храм регулярно, а в 1979 году стал там работать. Так получилось, что в
одном из московских храмов, где работали мои друзья, бывшие хиппи,
освободилась вакансия звонаря. Они позвонили мне, а я в то время играл
в одной группе на ударных. Как оказалось, принцип работы ударной
установки и православного колокольного звона абсолютно идентичен.
Используя роковые ходы при игре на колоколах, я в итоге пришел к
духовной карьере.
- Многие люди неформального склада так или иначе связывают свою
жизнь с религией, и не только с православием. Это может быть и
язычество, и буддизм либо же другое религиозно-философское учение.
Можно ли сказать, что какой-то из духовных путей развития наиболее
предпочтителен, скажем, для русского хиппи?
- В нашей «системе» доминировало христианство. Это не было традиционное
православие, поскольку люди находились в поиске. Сейчас, когда я
встречаю своих людей, практически все, кто выжил, пришли к православию.
Очень много священников, монахов, жен священников. Так получилось, что
хиппи конца 1970-х — это интеллектуалы, которые в итоге пришли к вере,
пришли к православной церкви и очень активно служат. Даже появился
такой слоган «Лучший священник — это бывший хиппи». Я даже знаю одного
митрополита, главу Поместной православной церкви в одной из стран,
который вышел из хиппи, - улыбаясь, сказал отец Сергий.
- Вы проповедуете в молодежной среде, а один из приоритетов для
Русской православной церкви, как провозгласил патриарх Кирилл, - это
работа с молодежью. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Христианство — это религия молодых людей. Первые христиане были
очень молоды. Коренным образом изменить жизнь, к чему приводит
христианство, может только молодой человек. С годами становится все
труднее менять образ жизни, привычки, взгляды, а молодой человек — это
белый лист, на котором можно писать. Знаете, и в 1978 году в храмах
было много молодежи, но существовала директива, что церковь — религия
старушек, и на всех официально публикуемых фотографиях из храмов
просто-напросто вырезали лица молодежи. Патриарх Кирилл, человек очень
коммуникабельный, еще будучи главой отдела внешних церковных связей,
организовал встречу, на которую пришли я, Юрий Шевчук, Константин
Кинчев, другие рок-музыканты. В общем, там собрались те, кто «за» и
«против» рок-музыки. Кирилл сказал, что хочет разобраться для себя, что
же такое рок-музыка, после чего часа три мы дискутировали на эту тему.
После этой беседы Кирилл заявил в прессе, что «русский рок — это
духовное явление, которое нуждается во всяческой поддержке со стороны
Русской православной церкви», и стал выступать на рок-концертах.
Будущий патриарх увидел перспективу этой затеи, поскольку тысячи
молодых людей слушают проповедь о Христе, и для них это важно. Вообще,
это неправда, что молодежь ничем не интересуется. Образованная русская
молодежь тянется к православию.
- Все-таки как церковь относится к наркотиками и алкоголю, что всегда было связано с рок-музыкой?
- Пить вино — это не грех. Наркотики — это однозначно лютый грех.
Однако наркотики, например, очень часто изначально являются
медицинскими препаратами, которые спасают людям жизнь, так что они даже
угодны богу.