Хотя Интеграционный фонд отклонил
ходатайство Дагестанского культурного общества (ДКО) поддержать
создание школы ремесел, председатель общества Апанди Махмудов уверяет:
«Мы все равно эту школу создадим!» В ДКО побывал корреспондент Postimees Андрей Бабин.
Апанди Махмудов признался, они были очень огорчены, что их предложение
не нашло поддержки в Интеграционном фонде. Суть в том, чтобы местные
дагестанцы научились ткать свои национальные ковры, резать по дереву и
по металлу, создавать изделия из глины, соединяя в своих творениях две
культуры — эстонскую и дагестанскую.
«Это
согрело бы людям душу, а кто-то, может, нашел бы себя в новом деле,
изготовляя сувениры на эстонскую тематику», — отметил Махмудов. «Мы все
равно создадим эту школу, делом докажем, что она нужна», — заверил
председатель общества.
Другой Дагестан Школа
уже создается. Помогают в этом приехавшие из Дагестана специалисты —
кандидат исторических наук, член Союза художников России Тимур
Мусаев-Каган и Гюльмира Ибрагимова — тоже художник.
Гюльмира
уже начала ткать ковер с изображением Старого Таллинна. В руках у
Гульмиры — специальной ножик с крючком на конце острого лезвия. «Такой
ножик — кант есть у каждой дагестанской ткачихи, а делают их наши
мужчины», — сказала мастерица. «Эстонские ковры мягкие, больше
похожие на плед, у нас основа более плотная», — заметила она.
Дагестанские ковры с таллиннскими видами будут представлены на городской конкурс сувениров.
Участвовали дагестанцы и в недавних Днях средневековья, получили почетную грамоту за свое мастерство.
«На
Ратушной площади стояли рядом эстонка в национальной одежде со своими
изделиями и дагестанская мастерица со своими, и эта картина показалась
мне символичной. Вспомнилось красивое слово синергия — это когда
соединяются две энергии, порождая единую, более мощную», — заметил
секретарь ДКО Константин Цыганков.
«На Днях средневековья мы
подружились с женщинами из эстонской школы народного искусства, —
добавил Махмудов. — У нас много говорят о сближении с эстонцами, но на
деле контактов с ними почти нет, и вот возникли теплые отношения с
эстонцами».
«К сожалению, наша родина в последние годы
ассоциируется с плохими новостями, — признал Махмудов. — Но есть и
другой Дагестан — страна с красивой природой, богатой историей,
своеобразной культурой, мы хотим, чтобы такой Дагестан лучше знала
Эстония. Для этого приглашаем наших талантливых земляков — артистов,
художников, добились даже приезда ансамбля «Лезгинка», график гастролей
которого расписан на годы вперед».
Казалось бы, что общего у
Эстонии и Дагестана? Махмудов убежден — существует глубинная связь. И
указывает на плакат, на котором крупно написано: DagESTan. «Даже
названия республик частично совпадают».
«Мы, местные
дагестанцы, называем себя дагэстонцами», — улыбается Махмудов. И
добавляет серьезнее, что эстонцами никогда не станут. «Мы помним, кто
мы и откуда, и дети наши тоже это знают». Всего в Эстонии, по его
словам, проживают 600-700 выходцев из Дагестана. «Мы — дагестанцы» Махмудов
попал в Эстонию более двадцати лет назад: окончив Ростовский
инженерно-строительный институт, получил распределение в Кохтла-Ярве. С
женой Асият и детьми последние годы живет в Таллинне. «Асият привезла и
песни родного края, которые поет здесь со своим ансамблем», — отметил
Апанди.
«Мы благодарны эстонскому государству, что оно
обратило внимание на национальные меньшинства, и теперь все знают, что
мы — дагестанцы», — отметил Махмудов. «Вот только бюрократизма
многовато. Бумажку какую-то не представили, а в представленной запятую
не там поставили... А ведь важнее то, как мы живем, какие у нас заботы
и радости», — сказал он.
Какие заботы — можно догадаться. «А
самая последняя радость — вчера в одной из наших молодых семей родился
ребенок», — поделился Апанди Махмудов.