Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2009»Август»26 » В Русском театре высадился преподавательский "десант" из России
В Русском театре высадился преподавательский "десант" из России
23:49
В Русском театре кипит работа: с труппой,
готовящейся к открытию сезона, работают московские педагоги по
сценической речи и движению. Подробнее об этих мастер-классах рассказал
возглавляющий российский Центр поддержки русского театра за рубежом
Алексей Литвинов.
- Алексей, расскажите о цели вашего визита в Таллинн.
Мы,
то есть Центр поддержки русского театра за рубежом при Союзе
театральных деятелей России, которым я руковожу, проводим семинар. Это
запланированная очередная встреча с вашим театром.
Всего в программу вовлечены 84 театра, работающие в странах СНГ и Балтии. Сейчас
мы привезли в Таллинн трех педагогов — двух по сценической речи и
одного по сценическому движению. А задача у нас одна — повысить
профессиональный уровень артистов театра. Других задач мы перед собой
не ставим. Семинар будет идти шесть дней.
Этого, конечно,
недостаточно, но это тот минимум, который мы можем себе позволить на
данный момент. Хотелось бы, чтобы подобные мероприятия проходили
регулярно, пять-шесть раз в год, но пока такое невозможно. - Действительно ли русские театры вне России нуждаются в такой поддержке?
Утверждать
так не берусь, проблемы русских театров за рубежом кардинально не
отличаются от проблем театра вообще. Однако специфика все же есть.
Языковая среда здесь другая. Речь артиста на сцене — это его
вежливость, он должен быть услышан и понят зрителем.
Речь не
должна вызывать смех, я не представляю, например, Астрова или Лопахина,
который говорил бы по-русски с акцентом. Проблема русского театра в
зарубежье — в его оторванности, удаленности от России и русского языка.
Это происходит не только в Таллинне, это проблема и российских театров в целом.
Дело
в том, что уровень постепенно падает, отношение артиста к своей
профессии со временем становится все более поверхностным, все более
легким. Сейчас артиста не заставишь проводить все свое время в театре,
он воспринимает театр как работу. Служенья муз уже нет. Мы же хотим дать артистам их ремесло.
- Несмотря
на то, что артисты изо дня в день репетируют, готовят премьеры,
выходят на сцену, их профессионализм все же не на уровне?
К сожалению, драматический артист постепенно теряет профессию. Проведем
аналогию. Балетный артист каждый день идет в класс к станку, его хлеб
тяжел, он понимает, что если сегодня не сделает упражнения, завтра он
не сможет станцевать партию.
Драматический артист считает, что
заниматься ему не стоит. Мол, зачем ему еще над сценической речью
работать, прочищу голос и все — зал мой. И постепенно возникает момент
привыкания, самоуспокоенности в профессии. Сцена жестока и не прощает
такого к себе отношения.
- В Таллинне мы любим то, что есть.
Любите!
Артиста можно лишить всего — денег, славы, но только не внимания
зрителя. Платите ему любые деньги, но без любви публики он все равно
будет несчастлив. Если мы проводим здесь семинар, это не значит, что
что-то не так. Это значит, что люди находятся в профессии, занимаются
своим делом, а мы им помогаем. - Будете ли вы составлять свои рекомендации руководству театра по итогам занятий?
Был
такой разговор. Руководство хотело, чтобы мы каким-то образом вынесли
вердикт, кто относился к занятиям с должным рвением, то есть не просто
ходил на занятия, а как-то раскрылся. Не знаю, как отнесется к этому
администрация, но свое мнение мы выскажем.
- Мастер-классы финансируются полностью российской стороной?
Все
расходы полностью несет Союз театральных деятелей России. Конечно, у
нас есть партнеры — мы реализуем программу президента РФ по поддержке
русских театров за рубежом.
Деятельность наша подразделяется
на образовательную — это семинары, лаборатории, творческие встречи — и
гастрольную — фестивали, направление постановочных групп и режиссеров
для постановки спектаклей. Также мы даем русским театрам возможность
показать свои работы в России. Все республики бывшего СССР
задействованы в этой программе.
- Как все начиналось?
Пять
лет назад на встрече тогдашнего президента России Владимира Путина и
председателя СТД РФ Александра Калягина последний озвучил проблему:
русские театры за границей испытывают трудности. Путин отнесся к
вопросу с пониманием и буквально на следующий день был создан центр
поддержки.
Я, как руководитель этого центра, владею
информацией и могу вас успокоить. Честно, ситуация с Русским театром в
Таллинне благополучная. Есть театры, которые закрываются, есть театры,
которые уже закрыты.
- Про все театры спрашивать нет смысла, расскажите хотя бы про русские театры стран Балтии. Работают? Дышат?
Дышат,
и глубоко! Они жизнеспособны, конкурентоспособны и в сравнении с
национальными академическими театрами. Это касается Русского
драматического театра в Таллинне, Рижского театра, театра Даугавпилса —
мы недавно вывозили его на гастроли по России, зрители были в восторге,
он получил очень хорошую прессу — и Вильнюсского театра.
В
профессиональном отношении русские театры стран Балтии вполне
благополучны, возможно, разве что в финансовом плане не настолько.
- Наше Министерство культуры проявляло интерес к вашей деятельности в Эстонии?
Нет.
Мы общественная организация и не представляем Министерство культуры
России. Все проекты — наша инициатива, хорошо, что на местах их не
встречают в штыки. Но мы и сами не выходили на связь с вашим
министерством.
Допускаю, что в будущем, при наличии
заинтересованности, возможны и совместные проекты. По крайней мере, к
сотрудничеству мы готовы всегда.
Центр поддержки русского театра за рубежом
• Входит в состав Союза театральных деятелей Российской Федерации. • Находится под патронатом президента России и Министерства культуры РФ. • Был создан в 2004 году. • Поддерживает контакты между Россией и более чем 80 театрами стран СНГ и Балтии. • Осуществляет образовательную и гастрольную деятельность. • При центре работает международная летняя театральная школа СТД РФ. • Председателем СТД РФ является Александр Калягин. • Центром поддержки русского театра за рубежом руководит Алексей Литвинов.