Российские туристы обеспечили турпоток в Прибалтику и Финляндию. Регион выбирают отправной точкой для недорогих путешествий — из Балтии летают low-cost авиакомпании.
Согласно данным федерального агентства по статистике Финляндии, общее число иностранных туристов в стране упало на 11% по сравнению с прошлым годом. В то же время число туристов из России выросло на 12%. Схожая ситуация в Литве: въездной турпоток сократился на 22%, однако среди тех, кто все же посещает эту страну, российские туристы занимают третье место.
По мнению президента РСТ Сергея Шпилько, туристическая активность со стороны России может быть следствием того, что туристы стараются сэкономить на транспортных издержках. Поэтому для многих российских туристов страны Прибалтики и ближнего зарубежья становятся отправными точками для путешествий по Европе.
«Я получил в литовском посольстве шенгенскую визу. Пробыл в Вильнюсе один день и отправился путешествовать по Европе — поехал в Варшаву и так далее. Покупка авиабилета из Москвы обошлась бы мне значительно дороже», — рассказывает студент Александр Кошкаров.
На европейском рынке авиакомпаний выбор в сегменте low-cost значительно шире, чем в России. Такие компании, как AirBaltic, easyJet, BudgetAir, SmartWings, ориентированы на бюджетные перевозки и предлагают дешевые перелеты по Европе и в более отдаленные страны. Компания easyJet предлагает перелет из Таллина в Лондон за €94 или из Хельсинки за €53 (из Москвы с компанией bmi в Лондон можно улететь за 5817 рублей). AirBaltic предлагает из Хельсинки долететь до Лондона за €108, до Амстердама – за €93 (рейс из Москвы до Амстердама обойдется в 6682 рубля).
В компании AirBaltic 5−7% (150−170 тыс. человек в год) от общего числа пассажиров составляют граждане России, половина летит в другие страны через Ригу транзитом, другая половина отправляется через Вильнюс.
«Поскольку Рига входит в Шенген, такой способ у нас довольно популярен. Вы даже можете свою бабушку отправить — и таможенник, и пограничник ее поймут. Прибалтика — это удобный билет в шенгенскую зону», — считает вице-президент компании Янис Ванагс.
Еще один вариант для туристов, желающих сэкономить, — путешествия на автобусе. Компании Ecolines и Eurolines предлагают ежедневные перевозки по основным европейским городам, в том числе из прибалтийских стран. Стоимость варьируется в зависимости от возраста пассажира и класса автобуса, но на ближних расстояниях оказывается выгоднее авиаперелетов.
По мнению сотрудницы агентства «Чиптрип», въезд в Европу через Прибалтику или Финляндию – лишний крюк, а дешевые предложения по перелетам из России можно получить и у нас. С ней согласна и замгендиректора справочной по туризму «Красный телефон» Галина Поневаж: «Наши туристы очень не любят пересадки. Есть варианты недорогих полетов из Калининграда».
В России low-cost компаний не много. Занявшая эту нишу первой компания SkyExpress занимается в основном перевозками по России и не так давно добавила к своему ассортименту несколько чартерных рейсов заграницу. Осенью в этом сегменте ожидается появление еще нескольких игроков. Иностранные бюджетные компании на российском рынке представлены мало. Среди них – GermanWings, (перелеты из Москвы в Лондон стоит $234), Airbaltic, AirBerlin (полет из столицы России в Лондон за 208 евро).