Хотя телевизоры с широкими экранами уже
успели стать очень популярными, немногие транслируемые в Эстонии каналы
передают широкоэкранное изображение.
Уже
пару лет при выборе нового телевизора покупатель отдает предпочтение
аппарату с экраном широкого формата с отношением ширины к высоте 16:9.
Это означает, что ширина экрана превосходит ее высоту в 1,77 раза.
Лет
десять назад в продаже преобладали телевизоры с отношением сторон 4:3,
т.е. ширина экрана была больше его высоты только в 1,33 раза. Широкий
телеэкран эффектнее, на нем легче следить за действием, да и
кинотеатры оснащены широкими экранами. Чтобы человек дома мог
чувствовать себя, как в кинотеатре, фирма Philips недавно разработала
телевизор с отношением сторон 21:9.
Готовы к трансляции Однако
настоящее широкоэкранное изображение все равно часто остается
недоступным, поскольку большинство телевизионных каналов по-прежнему
передают изображение в формате 4:3. «Широкоэкранное изображение
транслирует примерно каждый пятый канал кабельной дигитальной сети
Starman и ZUUMtv», — сказал директор по маркетингу и продажам фирмы
Starman Индрек Илд. Для Starman пятая часть — это примерно 15 каналов.
В
кабельной сети Elion транслируемые каналы также в основном используют
формат 4:3. «Приятное исключение — канал ETV2, который часть передач
транслирует в формате 16:9», — заметил бизнес-менеджер digiTV фирмы
Elion Ремо Тийгиранд. По его словам, большинство европейских
телеканалов также используют формат 4:3. Изменения в этой области
ожидаются в ближайшие годы.
Продаваемые сегодня и уже купленные
телевизоры смогут использовать свои возможности по мере распространения
дигитального телевидения и телевидения с высокой резолюцией.
«Все
европейские HD-каналы используют формат изображения 16:9, — сказал
Тийгиранд, заметив, что в течение нескольких ближайших лет число
HD-каналов резко увеличится. — Будем надеяться, что многие каналы будут
инвестировать в инновации, что донесет HD-изображение до многочисленных
телезрителей. Со своей стороны, мы готовы к трансляции».
По
словам Тийгиранда, в рамках проекта EstWin планируется покрыть всю
территорию Эстонии сетью стекловолоконного кабеля, которая позволит в
четыре раза улучшить четкость передаваемого изображения.
Передаваемый
через эфир ZUUMtv сигнал уже сейчас покрывает почти всю Эстонию, время
от времени транслируя сверхчеткое телеизображение.
По словам
заместителя главного редактора ETV Хейки Сеппа, первый канал
национального телевидения вещает в формате 4:3 и продолжит вещание до
прекращения трансляции аналогового телевидения 1 июля следующего года.
«Большую часть передач, которые будут архивироваться, уже снимают в
формате 16:9. Это значит, что после 2010 года эти же передачи можно
будет увидеть в широкоэкранном формате», — заметил Сепп.
Дело ближайших лет С
ETV2 положение иное. Поскольку этот канал дигитальный, он вещает в
формате 16:9. Но это не значит, что все передачи канала транслируются в
этом формате. Около половина премьерного показа собственной продукции
ETV2 производится в формате 16:9, — сказал Сепп, добавив, что на
большее у них пока не хватает технических возможностей. — Полный
перевод производства собственных передач на формат 16:9 является
задачей ближайшего времени».
Но не стоит смотреть в новом
формате изображение обычного формата, поскольку в этом случае
горизонтальный размер вытягивается, а вертикальный — сжимается. Каждая модель телевизора отличается от другой, тем более, если они производятся разными фирмами. Умная техника По
умолчанию телевизоры обычно работают в широкоэкранном формате
(widescreen), а для заполнения экрана его растягивают. Но всегда есть
возможность самому с пульта управления выбрать режим показа. Так что и
широкий экран умеет показывать изображение в старом формате. В этом
случае справа и слева на экране появляются темные зоны, но, если экраны
большие, это неважно. На маленьких экранах изображение формата 4:3
получается мелковатым и рассмотреть его труднее.
Кроме того,
телевизоры и сами умеют по-разному показывать транслируемое
изображение, урезая темные зоны. Наверху, как правило, стоит логотип
канала, а снизу — какая-то не очень нужная информация, за счет этого
также можно улучшить заполняемость экрана.
Выбирать в магазине
самый большой телевизор не стоит. Лучше исходить из того, с какого
расстояния вы собираетесь его смотреть, а уже после этого смотреть на
его размер: 26, 32, 40 дюймов или еще больше.