Известный российский музыковед Артемий Троицкий становится и
известным коллекционером современного искусства. Впервые с частью его
коллекции можно будет познакомиться в таллиннской галерее ArtDepoo. С 3 мая там открылась экспозиция "Цирк",
название и концепцию которой придумала галерист и художник Ольга
Темникова. А Артемий Троицкий предоставил "клоунов" и "фриков", а также
других деятелей-персонажей картин и других работ из своей коллекции,
подчинившись воле и фантазиям галериста.
Никто не хотел собирать
Художники
из России, Эстонии, Латвии, США, Мексики и других стран, известные и не
очень, каждый по-своему интересен, а о каждой из работ у Артемия
Троицкого есть своя история. В том числе и про себя, потому что портрет
коллекционера работы Ники Сафронова относит зрителя тоже в своеобразный
"цирк".
А портрет Сталина с ожерельем из черепов, уже другого художника, — это "цирк-ужасов".
Но
каждая работа — отдельный номер, если уж следовать цирковой
терминологии. И некоторые в своей откровенности работают без страховки,
что может неблагоприятно подействовать на морально устойчивых и не
очень зрителей. Таково оно современное искусство, сделанное не на
заказ, а на пике самовыражения. Но оно принимает все же больше не
только приличные, но и лиричные формы.
Наверное, в таком
ранообразии талантов и художественных всплесков и кроется успех
выставок из коллекции Артемия Троицкого, кочующих от Владивостока до
Таллинна. Хотя ни о каких выставках он никогда и не мечтал, а собрание
картин образовалось само собой по жизни, признался он в эксклюзивном
интервью порталу Novosti ERR в галерее ArtDepoo.
"Все мои
многие первые картины и самые ценные картины мною не куплены, не
собраны, а были просто подарены. Они стали побочным продуктом моих
дружеских, приятельских, застольных отношений с художниками. Потом уже,
после того, как галеристы мне предложили эти картины экспонировать, в
силу как бы моей публичности и их желания привлечь в галереи новую
клиентуру, вот тогда я начал думать всерьез о своем сборище картин как
о коллекции. Стал картины покупать. Иногда даже за довольно большие
деньги. Но это дело буквально последних пяти-шести лет. До этого я
вообще даже и не предполагал, что то что у меня есть - может называться
коллекцией".
Дружба с художниками так захватила Троицкого, что
он отважился стать соавтором одной работы, посвященной Энди Уорхолу. И
нарисовал банки со сгущенным молоком. Что не сгущает тучи над персоной
коллекционера-художника, но сгущает краски на стенах галереи, ставшей
на время, до 29 мая, домом, а не цирком-шапито, Ильи Кабакова, Юри
Аррака, Татьяны Назаренко и Анны Кузнецовой, Дмитрия Врубеля,
Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Прийта Пярна, Коли
Копейкина и многих других.
Классика всегда в авангарде
Артемий
Троицкий окунулся в авангард с головой в молодости и с тех пор не
расстается ни с молодостью, ни с современными искусствами, главным из
которых посчитал с самого начала не кино, как учили, а музыку. Получив
перед этим диплом экономиста-математика. И это ему тоже пригодилось
поначалу. Оказалось, что искусство тоже любит счет.
"В
течение пяти лет я работал в Институте истории искусств и занимался там
социологией популярной музыки. И в общем-то эта работа имела некоторое,
хотя и отдаленное отношение к моему образованию. Во всяком случае, я
занимался там социологическими исследованиями, анкетированием,
математическим анализом результатов. Сейчас, боюсь, и таблицу умножения
не вспомню, хотя имею диплом экономиста-математика.
Я общался
с музыкантами, я общался с художниками. Это, что еще важнее, стало
очень хорошим стержнем для моей профессиональной работы. То есть,
думаю, что при всем желании я не смог бы стать профессиональным, таким
академическим музыковедом. Хотя бы потому, что я закончил экономический
факультет, а не консерваторию. Поэтому жизнь постоянно оттесняла меня
на какой-то музыкально-авангардный фланг.
Но это вовсе не
означает, что я не люблю классическое искусство. В литературе я
несомненно предпочитаю классическую литературу литературе современной.
Если говорить о музыке, то имеется ряд классических авторов, которых я
очень люблю, причем в довольно широком диапазоне.
В живописи
мои любимые художники, люди, которых принято называть старыми
мастерами. Вообще мой любимейший художник — это Тернер. Очень люблю
Гойю, Тулуза Лотрека. Пожалуй, этих художников люблю больше любых
современных живописцев.
И счастья в личной жизни
Одна
из важнейших вех биографии этого неугомонного человека, сам факт его
рождения в городе Ярославле 16 июня 1955 года. Свое 55-летие Троицкий
приурочил к 1000-летию своего родного города, которое тоже отмечается в
этом году. И в шутку — и всерьез. Он также с интересом узнал, что во
время войны в Ярославле жили эвакуированные из Эстонии художники и
сейчас проводятся совместные выставки.
"Это здорово. Это
совершеннно новая для меня история с эстонскими художниками в
Ярославле. Если уж говорить об Ярославле, то в этом году мне
исполняется 55 лет, а Ярославлю исполняется 1000 лет. Я впервые в жизни
решил встретить свой день рождения в городе, где я родился. Так что 16
июня там даже пройдет маленький концерт. Вообще город замечательный. Я
люблю русскую провинцию неизмеримо больше чем Москву".
Но
больше всего Артемий любит, по его собственному признанию, свою жену
Веру, тоже имеющую отношение к изобразительному искусству и
продолжающую образование в Англии. Их знакомство состоялось благодаря
новому занятию Троицкого, когда он возглавил русский вариант журнала
Playboy.
"Я начал выпускать Playboy в 1995 году и находился в
этом самом главноредакторском амплуа вплоть до 2000-го года. Надо
сказать, что об истории этой я абсолютно не жалею. С другой стороны не
считаю ее каким-то серьезным достижением в своей жизни. Наверное,
главный результат моей работы в Playboy, то что одной из наших
Playmate, на самом деле первой русской "Девушкой месяца", была Мария
Тарасевич. И благодаря ей я познакомился со своей любимейшей женой
Верочкой, потому что она - ее сестра. Я считаю, что этим Playboy
функцию в моей жизни полностью выполнил".
В Таллинн, где у них
много друзей, они приехали вместе. И ориентируются в нем, как в родном
городе. Что позволяет обходиться без провожатых и быть как можно больше
вместе.
Почетный эстонец Троицкий
Среди
званий и титулов у Артемия Троицкого есть одно необычное - "Почетный
удмурт". А поскольку удмурты из финно-угорской семьи, то как бы он
отнесся и к присвоению звания "Почетный эстонец"?
"Если
бы мне присудили звание почетного эстонца, я был бы искренне
благодарен, потому что с Эстонией у меня связано на удивление много. У
моих бабушки и дедушки в Вызу была дача, которую они снимали очень
долго. То есть, с тех пор когда я впервые к ним приехал, по-моему, в
1969 году, а потом отдыхал там на протяжении лет так, я думаю,
двадцати. Тогда я даже немного говорил по-эстонски, во всяком случае
очень старался говорить. Прекрасно помню с тех пор некоторые типичные
фразы, вроде andke palun kaks õlud – дайте, пожалуйста, два пива, -
улыбается Артемий Троицкий. - Потом следующий эпизод — рок-фестиваль в
ТПИ, Таллиннском политехническом институте, тот что устраивал Олави
Пихламяги в середине 70-х годов, куда я привозил разные группы- "Машину
времени" и и другие.
Следующий эпизод — тоже довольно
значительный — это Дни музыки в Тарту, - повторяет Артемий название и
на эстонском. - В этих днях я участвовал в качестве наблюдателя и друга
организаторов фестиваля. В качестве помощника - на протяжении лет
десяти, с 1979-го и до конца 80-х годов. Моя практическая помощь
выражалась в том, что как и многие смелые начинания, "музыкальные дни"
сильно рисковали, поскольку балансировали на грани разрешенного и
запрещенного. И для организаторов было очень важно, чтобы где-то в
центре империи, в городе Москве, была какая-то поддержка и одобрение.
Поскольку я тогда писал в кое-какие наши официозные издания, то
регулярно отписывался с тартуского фестиваля в газеты и журнал
"Музыкальная жизнь". И как мне говорили ребята, в том числе и известный
теперь политик Рейн Ланг, один из организаторов, это очень
способствовало тому, что фестиваль не запрещали.
Среди
эстонских музыкантов у меня довольно много друзей. В первую очередь,
это Пеэтер Волконский, Эрки-Свен Тююр, Рихо Сибул. С ними я поддерживаю
отношения. Не очень тесные, в силу разных стран и границ, но стараюсь
не терять с ними контакты. И сейчас за исключением Волконского, который
находится в Грузии, все они придут на открытие выставки.
С
покойным Гунаром Грапсом тоже дружили. Я вывозил его "Магнетик бэнд" на
гастроли в Россию, где он получал регулярно различные награды и
грамоты".
Поп-музыка возвращается на сцену и сдувает пыль с микрофонов
Поп-музыке
Артемий Троицкий посвятил - и продолжает этим заниматься - много лет,
что вылилось в радио- и телепередачи, книги, статьи, организацию
фестивалей... Сегодняшняя ситуация в этом мире его не радует. Но есть и
повод для оптимизма.
"В поп-музыке ситуация сегодня
довольно тоскливая. Она довольно продуктивно развивалась на протяжении
второй половины ХХ века. 50-е годы — рок-н-ролл. 60-е — битлз,
классический рок. 70-е — пан-рок — новая волна, диско. 80-е — рэп. 90-е
-годы — вся электронная клубная музыка, все эти "техно" и так далее.
Поэтому каждое десятилетие приносило с собой что-то радикально новое. И
музыка, на самом деле, была исключительно инновативна, важна как в
художественном, так и в социальном плане. Я боюсь, что первое
десятилетие ХХI века стало одновременно и первым десятилетием, по
крайней мере в моей жизни, когда ничего нового и интересного в
популярной музыке не появилось.
Но с другой стороны,
происходят интереснейшие процессы вокруг музыки. Я имею в виду
Интернет, коллапс музыкальной индустрии и вообще тот факт, что вся
система музыкального бизнеса, которая успешно функционировала на
протяжении XX века, сейчас практически пришла к полному краху. И в
каком-то смысле музыка вернулась к состоянию, в котором пребывала до ХХ
века.
А именно, в состояние непосредственной передачи от
авторов и исполнителей музыки, от творцов, к их аудитории. Только если
в более ранние века это осуществлялось исключительно на концерте, то в
ХХI веке это происходит в Интернете. Поэтому стремительно исчезают все
посредники в этом процессе между исполнителем и слушателем. Это
оживляет концертную деятельность тоже, поскольку сейчас, когда продажа
пластинок уже не дает тех сверхдоходов, которые были у артистов раньше,
заставляет их расчехлять инструменты, сдувать пыль с микрофонов и ехать
на гастроли.
Я считаю, что тут все не так уж плохо, просто
развитие в сфере музыкальных медиа и музыкального бизнеса пока не
подкрепляется развитием собственно музыки. Но я очень надеюсь, что это
произойдет — рано или поздно".
Цена и ценность критики Что думает музыковед и профессор факультета журналистики МГУ
А.Троицкий о состоянии театральной, литературной и музыкальной критики
в России?
"Я думаю, что качество критики не ухудшилось.
По-прежнему имеется много интересных авторов, в том числе и молодых.
Другое дело, что ценность этой критики существенно девальвировалась.
Если
раньше от того, что писали о музыке, что писали о кино, театре, очень
многое зависело, и какие-то критические статьи, публицистические
материалы, даже репортажи могли очень существенно влиять на
общественное мнение и на самих артистов, поскольку роль прессы была
гораздо весомей. Сейчас этого нет. И вся критика распылилась по
всевозможным СМИ, в том числе и электронным, поток информации стал
гораздо больше.
Но поскольку он стал гораздо больше, а
потребителей этой информации осталось столько же, то концентрация, сила
удара уже давно утеряна. И я не припомню случая за последнее время,
чтобы и мои публикации в прессе и выступления по телевидению, радио
производили бы столь сильный эффект, как это было с моими работами в
70-е и 80-е годы.
Я абсолютно не комплексую по этому поводу,
думаю, что это нормальный ход событий. И вообще со временем вся эта
история уйдет в Интернет и станет своего рода способом навигации по
Интернету".
* * * Артемий Троицкий нашел с помощью
галеристов новое занятие. Коллекционер Артемий Троицкий тоже теперь
может стать объектом критики. К полемике он всегда готов. И не
промолчит. Сгущать краски, в хорошем смысле, он старается давно, чтобы
жизнь не была пресной и скучной. Украсит ее и коллекция Троицкого,
потому что новые встречи радуют не меньше, чем детские и взрослые
походы в цирк. Возможно, об этом тоже думала Ольга Темникова, когда
придумывала этот живописный "Цирк" в таллиннском ArtDepoo.
0 |