Эстонское
предприятие Digitaalne Sputnik OÜ приступило к разработке технологии,
которая бы позволила фильм-мейкерам использовать вместо прожекторов
небольшие светодиодные светильники.
Сегодня на съемках используются, в основном, светильники HMI. "Срок их службы - 2000 часов, они взрывоопасны, излучают ультрафиолет, нуждаются в высоком напряжении и сильно разогреваются, - перечисляет Каур Каллас, один из основателей фирмы. - LED-ы живут до 40 000 часов, ультрафиолета не излучают, в высоком напряжении не нуждаются, они ударопрочны и, в принципе, вечны. Так что их преимущества конкретны и измеряемы”.
Если при использовании прожекторов HMI на съемочную площадку необходимо привозить генератор тока, а через каждые 2000 часов менять в них лампы, то в LED-ах этих проблем нет. Кроме этого, LED-прожекторы имеют гораздо меньшие размеры - это кубики размером десять на десять и глубиной четыре сантиметра.
"Все LED-светильники, представленные сейчас на рынке, служат для дополнительного освещения. Они относительно маломощны и крупны. Чего на рынке нет абсолютно - это основное LED-освещение”, - говорит Каллас.
На разработку LED-ламп в 2008 году предприятие затратило миллион крон, в прошлом году - около 600 000 крон. Кроме этого, Фонд развития предпринимательства (EAS) поддержал фирму 260 000 кронами. На дальнейшее развитие прототипа в EAS представлено ходатайство на сумму 10 миллионов крон, столько же будет инвестировано и своих денег.
По словам Калласа, первый прожектор планируется изготовить через два года, после чего предприятие готово их производить в количестве 1000 штук в год. За десять лет фирма надеется продать "кубиков” на сумму 100 миллионов крон. Один прожектор будет стоить 1000 евро, то есть на треть дешевле прожекторов HMI.
Каллас считает, что основной рынок фирмы находится в Азии и Восточной Европе. Поскольку от 20 до 40 процентов бюджета фильма тратится на освещение, то LED-прожектор поможет сэкономить деньги. Производиться прожекторы будут в Таллине в сотрудничестве с заводом Volta.
Недавно Digitaalne Sputnik OÜ изготовило мобильную 3D-камеру, которой будет снят следующий документальный фильм всемирно известного немецкого режиссера Вернера Херцога. Этим летом будет готов и сканер архивной пленки, сканирующий кадры без ее повреждения.