Эстония спорит о туризме и рассчитывает на россиян
12:18
По данным Департамента статистики Эстонии, доля туристического бизнеса в формировании ВВП составляет около 10%. Общий оборот отрасли в 2008 году составил 17,6 млрд крон (1,6 млрд долларов), что на 9,1% больше, чем в 2007−м. Цифры слишком серьезные, чтобы ими пренебрегать, и этой отрасли уделяется пристальное внимание. О чем, в частности, свидетельствует нешуточная дискуссия, развернувшаяся недавно на страницах газеты Aripaev («Деловой день»).
Камень в спокойное озеро бросила журналист Кристи Мальмберг, которая озаглавила свою публикацию довольно эпатажно: «Эстония – бессмысленное место для туризма». «За последние пять лет Целевой фонд развития предпринимательства (EAS) потратил более 200 млн крон (19 млн долларов) на рекламирование Эстонии как туристической страны, но особых результатов не видно. Пора признать, что иностранные туристы никогда не станут для Эстонии важным источником дохода. Что мы им можем предложить? Разговоры о том, что многих людей из других стран интересует трагическое прошлое Эстонии, маленькие болота и красивый Старый Таллин, – самообман. Последние 15 лет показали, что помимо SPA-туризма людей привлекает дешевый алкоголь, которого, слава богу, у нас уже нет», – пишет Мальмберг. В результате в стране разгорелась дискуссия, в которой оппоненты Кристи Мальмберг, ссылаясь на собственный опыт общения с иностранцами, утверждают, что Эстония была и остается привлекательным для туристов местом. Они балдеют от наших болот
«Правы в данном случае и те и другие», – говорит руководитель центра туризма института ECOMEN Владимир Хазинский, который более 30 лет возит туристические группы по Эстонии, а также разрабатывает новые маршруты для туроператоров. «Нашу страну следует рекламировать не только саму по себе, но и как часть туристического маршрута по Северной Европе. Став частью шенгенского визового пространства, Эстония получила дополнительный бонус в глазах граждан стран СНГ, которые таким образом могут, воспользовавшись лишь одной визой, проехать по нескольким странам Балтийско-Скандинавской туристической зоны. С другой стороны, урбанизированные европейцы не так уж скептически относятся к предлагаемым им в рамках программы экотуризма маршрутам по эстонским болотам и лесам, как пишет журналист. В этом смысле я склонен поддержать ее оппонентов. Мне довелось быть гидом одной группы с Лазурного берега Франции. Они балдели от наших болот и прохладных лесов и, уезжая, сказали, что мы живем в раю, не зная изнуряющей жары и лесных пожаров, от которых они задыхаются у себя дома», – говорит Хазинский.
Экотуризм, который в Эстонии именуется также хуторским туризмом, развивается уже 15 лет и за это время обогатился разнообразными формами. Начинался он с обычной сдачи деревенского домика ошалевшим в каменных джунглях дачникам-горожанам на время отпуска или на все лето. Особым спросом пользовались экзотические места Южной Эстонии и острова Хийумаа, Сааремаа, Кихну. Со временем стихийное движение приобрело черты настоящей индустрии, а после создания в январе 2000 года некоммерческого объединения Eesti Maaturism, координирующего сотрудничество хуторян с туристическими агентствами, стало таковой в реальности.
Сегодня Eesti Maaturism объединяет более тысячи предпринимателей – физических лиц (юридический статус частников, занимающихся легальным бизнесом) и небольших фирм, которые предоставляют желающим туристические услуги специфического сельского характера. Можно снять деревянную избу с евроинтерьером, бассейном-джакузи, интернетом и DVD-плейером, можно присоединиться к цыганскому каравану (Тартуский уезд) – три дня в пути на цыганской бричке или санях, ночевки на берегах озер Лахепера и Кунингвере, знакомство с жизнью причудских староверов, костры, лесной домик. Во время поездки музыканты группы Tallipoisid («Хуторские парни») развлекают гостей игрой на гитаре, песнями, шутками-прибаутками. Тур стоит около 1 тыс. крон (65 евро) с человека.
Прежде самым экзотическим местом в Эстонии считалась страусиная ферма на Сааремаа. Однако голая экзотика тоже надоедает. С 2005 года для жаждущих более сильных ощущений предлагаются курсы выживания в глухом уголке южного Выруского уезда. Тематика типовых курсов – основы выживания: поиск укрытия, разведение огня, оказание первой помощи. Дополнительно по выбору можно научиться строительству полевой бани и бункера (землянки), ориентированию на местности, изготовлению из подручного материала веревок, рыболовных снастей и ловушек для зверей, а также многим другим премудростям, необходимым в экстремальных условиях.
Новшества традиционного туризма
Оказавшись в Таллине, все туристы первым делом устремляются на экскурсию по Старому городу. Для тех, кто бывал здесь давно, сюрпризом станет то, что место Центра Сакала прочно занято новым концертным залом Nokia Concert Hall. От прежнего здания осталась только башня, которую таллинские архитекторы решили сохранить.
В культурном центре Solaris, самом крупном в Эстонии, размещается не только зрительный зал, отделанный благородными породами дуба. Здание поделено на несколько зон: тут и торговый комплекс, и многочисленные рестораны, и офисные помещения вперемежку с кинозалами, и самый большой в столице книжный магазин. Говорят, главное преимущество новой концертной площадки – уникальная система акустики, созданная в США: по всему залу будет распределено более 800 колонок разных размеров, что создаст объемное звучание. Стоимость проекта составила 17,5 млн евро, 5 млн из которых выделило эстонское правительство.
Несмотря на политические разногласия, сегодня прибалты поняли, что поездки в Таллин на уик-энд для россиян необходимо популяризировать так же, как и короткие вояжи в столицу Финляндии Хельсинки. Специально для наших соотечественников эстонцы активно развивают гастрономический сектор. Институт эстонской кулинарии даже разработал проект «Ароматы и вкусы Эстонии». Главным достоинством местной кухни объявлена природная естественность продуктов, что позволяет готовить полезные и красивые блюда. Одними из самых респектабельных в Таллине считаются заведение с веселым для русского уха названием – «Ёо» (средний счет – 80 евро с вином) и ресторан с более демократичными ценами – Kaerajaan (средний счет – 30 евро с вином). Коллекционные вина лучше всего приобретать в погребке при ресторане Gloria, основанном в 1937 году. В его коллекции, лучшей во всей Прибалтике, более 2 тыс. вин со всего мира, в том числе уникальные напитки с собственной родословной. Для неискушенной публики вино готов подобрать местный сомелье.
Решив вопрос с ужином, стоит подумать и о ночлеге. Таллин сегодня предлагает множество гостиниц, отелей, мини-отелей. Тем не менее основную ставку местный бизнес делает на аристократичный загородный отдых. Одно из наиболее популярных мест такого рода – мыза (усадьба) Vihula в 90 км от столицы. Неподалеку находится еще один музей-усадьба – Palmse. Сюда хозяева привлекают публику не только возможностью арендовать номер в бывшем женском монастыре, но и роскошными царскими интерьерами, парком в стиле барокко, собственной пивоварней и музеем старинных автомобилей. Кому и кризис нипочем
На вопрос, как экономический кризис отразился на туризме, Владимир Хазинский ответил, что, по его наблюдениям, до 2008 года среди жителей Эстонии преобладали те, кто стремился выехать на время отпуска к теплому морю (примерно две трети отдыхающих). В текущем году из-за финансовых трудностей пропорции изменились и около 70% эстонцев предпочли внутренний туризм. Что касается въездного туризма, то, как сообщила корреспонденту «Эксперта С-З» специалист эстонского Центра развития туризма (Turismi Arenduskeskus) Пирет Каллас, в первом полугодии 2009 года Эстонию посетили 573,6 тыс. интуристов (учитываются только те, кто ночевал в местных гостиницах) – на 9% меньше, чем в январе-июне прошлого года. Однако при этом количество россиян, посетивших Эстонию, возросло по отношению к предыдущему году на 13%, до 43 тыс. человек. Наибольший рост (39%) наблюдался в зимние месяцы (так называемый рождественско-новогодний туризм).
Эксперты сходятся во мнении, что для граждан России по-прежнему привлекательны в Эстонии несколько моментов. Во-первых, сравнительно невысокая стоимость транспортных, гостиничных и общепитовских услуг при достаточно высоком даже по европейским меркам качестве сервиса. Во-вторых, разветвленная сеть дорог с хорошим покрытием и небольшие расстояния, что важно для путешествующих на личном транспорте, а также умеренный климат, привычный для жителей средней полосы и Северо-Запада России. В-третьих, сохранившаяся до сих пор возможность общения и обслуживания на русском языке. И наконец, некий ностальгический флер (особенно для людей среднего и старшего возраста) этой прибалтийской страны. «Я глубоко сомневаюсь в целесообразности проведения рекламных кампаний, например, в Испании или Великобритании, не говоря уже о США. В лучшем случае мы заинтересуем русских из Петербурга, которые летом приезжают в Нарва-Йыэсуу и на Чудское озеро. Было бы разумно ориентировать рекламу и услуги именно на них, а не пытаться завлечь туристов из средиземноморских стран», – считает Кристи Мальмберг.