Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2011»Июнь»27 » Эстонская архитектура может дать фору некоторым европейским столицам
Эстонская архитектура может дать фору некоторым европейским столицам
23:24
По сути, совместный выставочный проект Эстонского архитектурного центра, Союза архитекторов Эстонии и Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева открыт для того, чтобы познакомить зрителя с лучшими примерами современной архитектуры Таллина и других эстонских городов. И куратор выставки Пилл Эпнер сознательно отобрал для показа в Москве только те объекты, которые уже прошли испытание городским контекстом и повседневной эксплуатацией.
Несмотря на изощренность некоторых объектов экспозиции, развернутой в Аптекарском приказе, сама она весьма проста. Каждый архитектурный объект представлен на обычном листе картона, а чтобы не развешивать их по стенам, они выложены прямо на полу. Однако, не все так прямолинейно и просто - представляя собой непрерывность архитектурного развития, проекты выложены одним большим рулоном, сложенным местами "домиком". Эта экспозиция чем-то сродни оригами, она образует сложный рельеф на полу музея.
Девять разделов, предоставленных на выставке, оформлены по типологическому принципу. Впрочем, типологии названы с некоторым налетом поэтики: например, «огни большого города», «идеальный дом», «культура и символы». Хотя, встречаются и более прозаические названия: «муниципальная застройка», например, или «современное рабочее пространство». Причем, придуманные куратором номинации специально включают настолько условные границы, что это позволяет представить очень широкий спектр объектов в рамках одной экспозиции.
Основная часть зданий, представленных на экспозиции, датируется 2000-2008 годами. Что, в принципе, не удивительно, поскольку именно этот период ознаменовался в Эстонии «строительным бумом»: подъем национальной экономики отразился на архитектуре самым благоприятным образом, и облик большинства городов страны кардинально изменился. Причем, такие благоприятные условия сложились не только в Столице, откуда "родом" большинство экспонатов, но и в небольших городках, популярных у туристов, или в живописных пригородах, где и по сей день развито коттеджное строительство.
Кроме того, Пилл Эпнер подчеркивает, что из всех эстонских новостроек последних лет были отобраны именно те, которые ориентированы на решение не только коммерческих, но и социально-культурных задач. Несмотря на некоторую претенциозность такого заявления, при ближайшем рассмотрении экспозиции, становится ясно, что куратор не слукавил. Даже частные особняки, попавшие на выставку, тактично вписаны в существующий ландшафт и построены с использованием энергоэффективных технологий. Многие же офисные комплексы расставляют важные градостроительные акценты. Торгово-развлекательные центры, оказавшиеся среди выставочных экспонатов, предлагают горожанам масштабные и комфортные общественные пространства.
Не отстают от коммерческого строительства в Эстонии и проекты культового назначения, например, Церковь Святого Иакова архитектора Мартина Аунина в городе Виймси, или синагога архитекторы Каур Стоор и Тынис Киммель в Таллине. А таллиннский квартал Ротерманна, где современная архитектура умело вплетена в ткань масштабного фабричного комплекса, является одним из самых интересных примеров конверсии промышленных зданий. Есть в Эстонии и замечательные проекты пешеходных зон, которые в структуре эстонских городов играют традиционно важную роль. Например, бюро Kosmos Architects развесило над центральной площадью Раквере оранжевые зонтики. А скульптор Айли Вахтрапуу и архитектор Вероника Валк облагородили Тарту памятником композитору Эдуарду Тубину, изображающим маэстро, дирижирующего воображаемым оркестром. Вместо стульев для музыкантов здесь используются круглые тумбы, присев на которые, любой прохожий может ненадолго вообразить себя скрипачом или виолончелистом. Здесь же можно даже послушать музыку.
Удивительно, но все эти проекты доказывают, что Эстонии удалось не пасть жертвой строительного бума, а обернуть его себе во благо. В них, возможно, сосредоточен секрет истинно прибалтийской неспешности и основательности. Именно это умение эстонских архитекторов превратить инвестиции в комфортные и долговечные сооружения отражено в названии экспозиции, где boom является аналогом элитности и востребованности, а room воплощает удобство и надежность.