«Съемки в фильме эстонского режиссера Вейко Ыунпуу «Искушение святого Антония» — опыт реализации себя в ленте, которая отвечает всем требованиям качественного кино». Так считает российская киноактриса Равшана Куркова, сыгравшая в фильме главную женскую роль.
— Фильм «Искушение святого Антония», как и всякое произведение искусства, стремится к универсальности — к тому, чтобы быть понятым жителем любой страны и зрителем любой национальности. Однако оригинальное название фильма звучит несколько по-иному — «Püha Tõnu kiusatus», так как главного героя зовут эстонским именем Тыну, а действие разворачивается в Эстонии...
— Понимаю, на что намек. Но, на мой взгляд, сам по себе фильм не может быть «эстонским» или «неэстонским». «По географии» я фильмы не различаю: для меня существует хорошее кино и плохое кино. Тот же Вонг Карвай, несмотря на то что он режиссер азиатский, снимает абсолютно европейские картины, доступные европейскому зрителю, а не только выходцам из его родной страны.
В творчестве нет границ. Вообще. Ни географических, ни внутренних. Люди что-либо делают вместе, и им это интересно. И, напротив, не делают, если им это не интересно. Вне зависимости от того, «западные» они или «восточные» люди. На Западе есть люди, которые не могут сойтись друг с другом, на Востоке — то же самое. Кино настолько интернационально, что с «географическими мерками» подходить к нему — пустое дело.
— Насколько комфортно было тебе в иностранной ленте?
— …В которой я, к тому же, играла русскую девушку. И чувствовала себя при этом суперкомфортно — в компании с профессионалами, с далеко не беспомощным режиссером, который четко понимал, что он хочет, в компании с замечательными партнерами. И если спрашивать, «на сколько баллов я оцениваю полученный в Эстонии опыт?», я бы ответила — «На все сто!»
Опыт работы с Вейко очень важен для меня. Техника работы с артистом у него совершенно отличается от той, с которой мне доводилось сталкиваться прежде. Проектов и предложений у меня сейчас очень много, но после «Искушения...» работать сложно. Можно даже сказать, что картина Ыунпуу меня очень «развратила»: после работы с ним я очень часто говорю режиссерам «нет» — в том случае, когда меня не впечатляют сценарии или роли.
Я болею за «Искушение...». Это — не пустое кино: в нем есть и мысль, и глубина, и операторская работа, и режиссерская…
— Иными словами – «элитная лента»?
— Все зависит от того, что называть «элитным кино». Да, фильм, в котором я снялась, — это не блокбастер, не «Годзилла» и не «Кинг-Конг»: на гигантский прокат рассчитывать не приходится. «Искушение святого Антония» — лента очень серьезная, которая требует затрат. Не материальных, а скорее душевных, внутренних. И от нас, создателей, и от зрителя — хотя зритель, как правило, «растрачивать себя» не слишком любит.
— Каким, на твой взгляд, должен быть зритель, чтобы «Искушение святого Антония» стало «его» фильмом? Искушенным киноэстетом или «простым смертным», которому захотелось взглянуть на привычные вещи под чуть-чуть иным ракурсом?
— Думаю, зрителем ленты могут быть и один, и другой. Если бы мы могли вывести формулу любви к тем или иным фильмам, явлениям, людям, мы, пожалуй, были бы самыми богатыми людьми. Потому что любовь — та сфера, которую невозможно оформить логически и подогнать под некий шаблон: «вот это нравится такому-то типу людей, а вот то — другому».
С одной стороны, «моим» зрителем действительно может быть человек, пересмотревший десятки, сотни картин, безошибочно «вычитывающий» киноцитаты, прекрасно понимающий язык современного кино. Но в то же время это может быть и человек, которому настолько близка показанная на экране ситуация, что ему не важно, насколько метафорически она передается. Предугадать зрителя невозможно, но я уверена, что «Искушение» может влюбить в себя.
— Каким должен быть фильм, чтобы в него влюбилась ты?
— О, если бы я могла контролировать свои чувства! Мне проще ответить на вопрос — каким не должен быть фильм. В первую очередь — он не должен быть спекулятивным: очень не люблю, когда спекулируют на эмоциях. Словно «включают кнопку»: вот тут мы поплачем, вот тут — посмеемся, здесь поставим в кадр маленькую собачку, чтобы зритель умилился…
Фильм не должен быть откровенно пошлым. А главное — фильм должен быть уважительным. Последнее время у нас снимают кино, о котором хочется спросить — для кого оно, на кого оно рассчитано? Почему режиссеры думают, что зритель пошлее, хуже, чем есть на самом деле.
Пренебрежительное отношение к зрителю — самое ужасное. Пускай лента будет снята для небольшого количества зрителей, но для реальных, живых, думающих людей (если он будет сделан с душой) эта лента, вне зависимости от жанра, даже если и не влюбит в себя, вызовет во мне уважение. Да и не только во мне, надеюсь.
— В названии ленты, в которой ты снялась в Эстонии, полно отсылок к истории культуры и искусства…
— …Да, «Искушение святого Антония» — от Босха до Дали и далее…
— … Именно это и соблазняет задать тебе еще один вопрос: появилось ли искушение остаться с Ыунпуу и продолжать сниматься в его проектах?
— Могу заверить: если Вейко позовет меня еще раз, я буду счастлива сниматься в его картинах всегда. Режиссеров, которые могут правильно соблюсти баланс — не давить на артиста, но в то же время знать, как «вытащить» из артиста то, на что он способен, — действительно не так много. Ыунпуу относится к ним. А главное — он готов делиться талантом. А это дорогого стоит.
Равшана Куркова
Родилась в Ташкенте в 1980 году в актерской семье. Первую роль в кино получила в 12 лет — сыграла в фильме Рашида Маликова «Тайна папоротника».
Окончила филфак МГПУ. Год работала редактором ток-шоу на телевидении.
Сыграла более полутора десятка ролей в различных лентах. Последние работы — «Гульфара», «Мертвые дочери», «Родные и близкие», «Три девушки», «Искушение святого Антония».
Приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Новое кино. XXI век» за роль в фильме «Три девушки».
«Püha Tõnu kiusamine»
Фильм-фантазия и фильм-метафора о «кризисе среднего возраста», об отношениях эстонца Тыну и русской девушки Надежды, о роли праведника в реальной жизни, о попытке найти в этой жизни свое призвание и не потерять при этом самого себя.
Режиссер и автор сценария — Вейко Ыунпуу, автор ленты «Sügisball»/ «Ласнамяэский бал» (2007). На Каннском кинофестивале 2008 года сценарий фильма «Искушение святого Антония» получил премию «Европейский талант».
Совместное производство Эстонии, Швеции и Финляндии. В съемках принимали участие актеры из Эстонии, России, Франции и Швеции.