Министр обороны ЭР Яак Аавиксоо рассуждает в своем блоге в записи, называющейся "Россия — не враг Эстонии, но, к сожалению, (пока) и не друг", почему РФ на данный момент не представляет особой опасности, хотя это и не означает, что Эстония не должна заниматься вопросами безопасности.
"Краеугольным камнем любой эффективной политики в сфере безопасности является адекватная оценка угрозы, в случае же с Эстонией (и многими ближними и дальними соседями России) это неизбежно предполагает и оценку угроз, исходящих от России", — пишет Аавиксоо, добавляя, что эти угрозы существуют и усиливаются.
В то же время Аавиксоо считает, что несмотря на информационное и экономическое давление, вероятность вооруженного конфликта на данный момент очень незначительна, что, однако, не означает, что этими вопросами не следует заниматься.
"Безопасность — это довольно сложная сфера, для управления которой нужна ясная голова, крепкий желудок, доброе сердце и умение выбирать слова", — пишет министр, по мнению которого безопасность начинается с веры в себя и собственного достоинства — на этом базируется воля к обороне.
"По-моему, наши политические дебаты на тему безопасности, с одной стороны, слишком технические (мы сосредоточены на танках, противовоздушных ракетах, самолетах и т.п.), а с другой — мы слишком эмоциональны (мы такие маленькие, придет ли кто нам на помощь, сколько мы продержимся). Что это? Более 5000 лет мы оказывали сопротивление немцам и ливонцам, русским и шведам, полякам и датчанам, а помогали нам русские и финны, немцы и датчане, англичане и даже американцы", — продолжает министр от Союза Isamaa и Res Publica.
Что же касается России, то, говорит министр обороны Эстонии, стратегический ключ к безопасности — не в Таллинне, Брюсселе или Вашингтоне, а в России, ее развитии и поиске себя, который не раз прерывался.
"В то же время неразумно постоянно противопоставлять себя России на почве угроз, так как это лишь приведет к дополнительному недоверию по обе стороны границы. Давайте жить и действовать, скорее, как опытный хуторянин на хуторе на краю леса, который защищает ульи и овец не тем, что кричит на волков и медведей и таит на них злобу, а с помощью ограды и хорошей двустволки", — заключает Аавиксоо.