Газовую компанию Eesti Gaas, основным владельцем которой является "Газпром" собираются разделить власти Эстонии. Из ее состава планируют вывести основной актив в виде газотранспортных сетей. От методов и последствий проведения такой реорганизации будут зависеть как будущее других газотранспортных активов "Газпрома" в Европе, так и поставки российского газа в Эстонию.
Реструктуризация компании является следствием недавно принятых поправок к закону "О природном газе". Именно согласно им из состава Eesti Gaas должны быть выделены газотранспортные сети. Поскольку в них предусматривается выведение основного актива компании, которая занимается импортом газа в Эстонию и его распределением. В пресс-службе правительства пояснили, что целью поправок является приведение закона "О природном газе" в соответствие требованиям Евросоюза. По сообщению издания "Коммерсантъ", основным инициатором поправок является Минэкономики Эстонии. Здесь разделение прокомментировали в том ключе, что разделение Eesti Gaas "гарантирует конкуренцию" на газовом рынке республики и "укрепит ее энергобезопасность".
Впрочем, изначально, инициатива подобных перемен принадлежала не самой Эстонии, а Евросоюзу, который ввел в Европе нормы Третьего энергопакета ЕС. Его законодательство разделяет бизнесы по видам деятельности в энергетике; существует в виде директив ЕС, однако не внесено в национальные законы стран—членов ЕС. К 2015 году должен быть найден покупатель для газотранспортных сетей Eesti Gaas. По мнению экспертов, им может стать госкомпания Elering, созданная властями Эстонии для управления энергосетями.
Однако в данном случае государственные интересы сталкиваются с интересами собственников, крупнейшим из которых является российский "Газпром". Этому гиганту в компании Eesti Gaas принадлежит 37% акций, еще 33,7% у немецкой E.ON Ruhrgas, а пакет российской группы "Итера", составляющий 9,85% через латвийскую Itera Latvija, обеспечивает трем сторонам квалифицированное большинство. Российские монополисты ранее уже выступали против внедрения норм Третьего энергопакета. Однако 10 января, когда были приняты поправки, в "Газпроме" отказались комментировать ситуацию.
Значительным рынком для "Газпрома" Эстония впрочем не является. Здесь расходится не более 1 млрд кубометров газа в год, что составляет не более 1% от общих продаж в Европе. Однако 90% этого объема идет именно через сети Eesti Gaas. Причем, основная часть клиентов дочерней компании, составляющая 58,5 тыс. из общего количества 60 тыс., является домашними хозяйствами, то есть конечными потребителями. А именно с ними "Газпром" всегда декларировал желание работать. На сегодняшний день общая протяженность газовых сетей Eesti Gaas составляет 2,2 тыс. км.
Внесенные в законодательство Эстонии поправки обязывают Eesti Gaas выставить свои газотранспортные активы на аукцион. Пока акционеры Eesti Gaas открыто против этой идеи не высказываются, однако E.ON Ruhrgas, а также финская Fortum, которая владеет 17,7% акций Eesti Gaas, уже выразили "озабоченность" по поводу предусмотренной в поправках "справедливой цены". В частности власти Эстонии оценивают газовые сети компании не более чем в €120 млн, но акционеры считают, что они стоят до €320 млн. А руководство Eesti Gaas вообще выступает против жесткого разделения компании. Так, по словам члена правления Рауля Котова, газовая директива ЕС не привязывает предприятия конкретно к этому решению вопроса и допускает другие возможности. К примеру, есть вариант по управлению сетями независимым системным оператором. Кроме того, Котов отметил, что "страх перед "Газпромом", являющимся собственником сетей и монополистом, абсолютно неуместен.