Петербург вновь попытаются связать паромным сообщением со
странами ЕС. Компания «Инфлот» ведёт переговоры с несколькими
пассажирскими перевозчиками о возобновлении сообщения с Хельсинки,
Стокгольмом и Таллином. С большой долей вероятности линия откроется уже
в мае 2010 года, но полноценной поначалу не станет. Ведь брать с собой
в путешествие машину жители города не смогут: в новом пассажирском
порту автомобильный пункт пропуска откроют не ранее 2011 года.
С кем именно ведутся переговоры, генеральный директор ЗАО «Инфлот
Ворлдвайд» Игорь Глухов уточнить отказался. Однако директор ОАО
«Таллинк-Ру» Алексей Салумаа не стал отрицать, что эстонский паромный
оператор Tallink Silja всерьёз рассматривает возможность вернуться в
Петербург. «Мы планировали это сделать ещё год назад, но грянул кризис.
К тому же у нас сейчас просто нет свободного парома, чтобы отправить
его на новую линию. Но, думаю, к маю ситуация может измениться. Если
сочтём это необходимым, можем снять судно с другой линии или
арендовать», - говорит он. С каким городом — Таллином или Хельсинки —
морское сообщение будет восстановлено в первую очередь, и какова будет
периодичность рейсов, глава «Инфлота» пока не знает. Известно лишь, что
оно будет постоянным. «Ходить только в высокий сезон смысла нет. Если
мы организуем линию, то сообщение будет круглогодичное», - подчеркнул
Алексей Салумаа.
Напомним, что в начале 2005 года Tallink (тогда ещё не поглотивший
своего конкурента — Silja Line) прервал обслуживание линии Петербург -
Таллин - Хельсинки, а в конце того же года отказалась от работы на
линии Петербург - Таллин - Росток и Silja Line. В обоих случаях главной
причиной послужили сложности с оформлением российской визы для
иностранных туристов. Аналогичные проблемы испытала компания Stella
Line в прошлом году. Их паром успел совершить несколько рейсов между
финской столицей и Петербургом, но через 2 месяца был закрыт из-за
нерентабельности.
Теперь, по словам председателя комитета по инвестициям и
стратегическим проектам Максима Соколова, такой проблемы не будет.
Смольный планомерно продавливал принятие поправок в закон «О порядке
выезда из РФ и въезда в РФ», и в итоге, в ноябре прошлого года, добился
своего. Право находиться на территории России без визы 72 часа, по
мнению чиновников, сущий подарок для финнов, эстонцев и прочих шведов,
так что проблем с заполняемостью рейсов быть не должно. «Задачу
привлечь 5 миллионов туристов в год никто не снимал. В этом году в
Петербург приехало на 11,5% больше иностранцев, чем в прошлом, — это
более 2 миллионов человек. Из них 428 тысяч — по морю. А с помощью
регулярного паромного сообщения мы сможем удвоить это количество», -
считает Максим Соколов.
Впрочем, полноценным очередной дебют международного парома в
Петербурге всё равно не станет. Путешествовать по морю вместе с
собственным автомобилем пока не получится. «Автомобильный пропуск мы
окончательно построим в 2011 году. Пока такой технологической
возможности мы не имеем», - говорит президент ООО «УК «Морской фасад»
Шавкат Кары-Ниязов. Альтернативный вариант предложил Максим Соколов: до
окончательной готовности нового пассажирского порта отправлять паромы
со старого Морского вокзала. Но и здесь есть свои сложности: всего 8
пунктов паспортного контроля, что в перспективе может создать огромные
очереди при посадке и сходе на берег (в «Морском фасаде» таких пунктов
более 30).
Для развития нового порта приход паромных операторов чрезвычайно
важен, в первую очередь, в финансовом плане, - считают эксперты. «Порт
Таллина зарабатывает 5 миллионов долларов на круизных судах и 50 — на
паромах. Перспективы Петербурга здесь ещё выше. Это 10-15-кратное
повышение доходов», - говорит глава «Таллинк-Ру». Пока же показатели
порта достаточно скромные. По данным и.о. капитана пассажирского порта
Юрия Орлова, Петербург посетили 113 судов за весь период
навигации-2009. Для сравнения: Стокгольм ежегодно посещает более 300
круизных судов (не считая паромов). Однако уже в следующем году в
Петербурге ожидают не менее 176 лайнеров. В связи с этим в устье реки
Смоленки будет построена пристань для речных судов. «Там пассажиры
круизёров могут садиться на теплоходы до Петергофа, Зимнего дворца или
других достопримечательностей. Сейчас мы работаем над этим проектом
вместе с комитетом по транспорту», - сообщил Максим Соколов.