По решению Международной
организации маяков и морских знаков IALA шесть эстонских маяков — Кыпу,
Рухну, Кери, Суурупи, Тахкуна и Пакри — включены в список маяков,
находящихся под охраной. Мы расскажем о пяти из них.
Сегодня в Эстонии действуют 61 маяк, 187 навигационных знаков и более 200 буев.
История маяков тесно переплетена с мореходством, они вызывают интерес
как морские и архитектурные сооружения не только у специалистов, но и у
любителей романтики и приключений, не говоря уже о фотографах и
художниках, которые с радостью делятся своими наблюдениями и
впечатлениями об эстонских маяках с другими.
Неслучайно в последние годы было издано несколько книг, посвященных
маякам. Недавно вышел в свет альбом фотографа Кайдо Хаагена «Eesti
tuletornide lugu» («История маяков Эстонии»), в котором представлены не
только все эстонские маяки, но и много морских навигационных знаков.
Маяк Рухну Конструкция: стальной цилиндр на четырех опорах Высота от поверхности земли: 39,5 м Высота над уровнем моря: 65 м Дальность видимости: 11 морских миль
Маяк с металлической башней установили на острове Рухну в 1877 году
вместо снесенного деревянного сооружения. Маяк был собран из деталей,
изготовленных на заводе Le Havre во Франции. Стальной цилиндр с
четырьмя опорами с винтовой лестницей внутри спроектировал Гюстав
Эйфель. Это была одна из самых дешевых моделей. В регионе Балтийского
моря это единственный сохранившийся маяк подобного типа.
Нижний маяк Суурупи Конструкция: деревянная Высота от поверхности земли: 15 м Высота над уровнем моря: 18 м Дальность видимости: 11 морских миль
Четырехгранная деревянная башня в форме пирамиды была построена в 1859
году. Это старейший и единственный в Эстонии действующий деревянный
маяк.
В 1885 году нижний маяк Суурупи был реконструирован и надстроен. Скорее
всего, он задумывался как временное сооружение, однако успешно
действует до сих пор.
Маяк Кыпу Конструкция: четырехгранная каменная башня с контрфорсами Высота от поверхности земли: 36 м Высота над уровнем моря: 102 м Дальность видимости: 26 морских миль*
Один из самых старых в мире Кыпуский маяк веками предупреждал мореходов
о Хийуской мели, именуемой также мелью Суурраху или Некмансгрунд.
Поскольку многие суда терпели бедствие, садясь на Хийускую мель,
ганзейские чиновники еще до 1490 года ходатайствовали о строительстве
на полуострове Кыпу сооружения, видного издалека и хорошо узнаваемого.
В 1499 году на ганзейских днях в Любеке в связи с гибелью большого
числа судов было принято решение запросить у Сааремааского епископа
разрешение на строительство на его землях наземного сооружения.
Строительные работы начались в 1505 году и продолжались с перерывами 26
лет. Впервые огонь на площадке башни был зажжен 1 августа 1531 года.
Как памятник архитектуры Кыпуский маяк проделал большой путь от
средневековой наземной башни до сооружения с современным оборудованием,
свет которого предупреждает мореходов об опасности.
* 1 морская миля равна 1852 метрам.
Маяк Кери (ранее Кокскяри) Конструкция: цилиндрическая металлическая башня на каменном цилиндрическом основании, т.н. графин Высота от поверхности земли: 28 м Высота над уровнем моря: 31 м Дальность видимости: 11 морских миль
На острове Кери, невысоком каменистом острове в Финском заливе в шести
километрах к северу от острова Прангли, маяк действует с 1719 года.
Маяк в форме графина, поставленный по распоряжению Петра I, считается
одним из первых маяков в Финском заливе. Сохранившаяся до наших дней
каменная башня была построена в 1803 году, надстройка из металла
установлена в 1858 году.
Считается, что в 1906-1912 годах в качестве источника огня впервые в
мире здесь использовали обнаруженный на острове природный газ. В наши
дни маяк работает на солнечной энергии, управляет им компьютер.
Маяк Тахкуна Конструкция: чугунная башня Высота от поверхности земли: 43 м Высота над уровнем моря: 43 м Дальность видимости: 12 морских миль
Маяк на мысе Тахкуна на острове Хийумаа представляет собой
изготовленную в Париже в 1875 году башню, детали которой отлиты из
чугуна. Маяки Ристна и Тахкуна заказывались одновременно. При
транспортировке их обменяли и на мысе Тахкуна, имеющем для мореходства
не очень большое значение, возвели высокий маяк, свет которого обладает
большой дальностью. Маяк Тахкуна открыт для посетителей.