Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2009 » Декабрь » 20 » Рига и Таллинн спорят о первой рождественской ели
Рига и Таллинн спорят о первой рождественской ели
14:39
«В лесу родилась ёлочка», пели дети в старые добрые времена. В Риге
ёлочка родилась, утверждают власти латвийской столицы сегодня.
Стартовавшая в ноябре кампания «Рига – родина рождественской
ёлки» вызвала новые споры о происхождении символа зимних праздников.
Зима 1510 года. Средневековая Рига гуляет на широкую ногу, как и
подобает ганзейскому городу той поры. Пиры под открытым небом,
маскарады, рыцарские турниры, и всё это длится около двух недель.
Локомотив праздника – молодые купцы из братства «Черноголовых». Ночные
пиршества в парадном зале их обители, доме «Черноголовых», как замечают
летописцы, гремели тогда на весь Ганзейский союз.
На празднества заготавливали сотни бочек пива. Охмелевшие и
разгорячённые холостяки выходили на ночные улицы Риги и устраивали
шествия с факелами, а под звуки труб и барабанов пускались в пляс.
Хроника сообщает, что в какой-то момент они нарядили и сожгли ель.
Именно этот факт позволяет современным властям бывшего
ганзейского города утверждать, что Рига является родиной рождественской
ёлки. Правда, в пресс-релизах Рижского бюро по туризму, как и в самих
хрониках, не уточняется, была ли наряженная ель каким-либо образом
связана с Рождеством или Новым годом.
На претензии Риги называться родиной рождественской ёлки
незамедлительно отреагировали в Таллинне. Эстонцы утверждают, что
первая ель была наряжена в их столице, и произошло это почти на 70 лет
раньше, чем в Риге.
Как пишут Ливонские хроники, во время зимних пиршеств 1441 года на
главной площади города таллиннские «черноголовые» сжигали некое
наряженное дерево.
О том, что в разгар праздников бесшабашные парни из таллинских и
рижских «черноголовых» любили сжигать не только ёлки, но и другие
предметы, имеется немало документальных подтверждений. К тому же
известно, что сжигали они охотнее, чем наряжали. Известные латвийские и
эстонские историки полагают, что легенды о происхождении рождественской
ёлки в Риге или Таллинне не имеют никаких исторических обоснований.
По их мнению, ёлки сжигали в феврале в ночь на Пепельную среду,
знаменуя тем самым конец пиршеств и начало Великого поста. Политики,
однако, решили, что наряжать ёлки могли в рождественский период. Мэр
Риги Нил Ушаков считает, что «главное в этом вопросе не документы, а
вера», сообщает Diena.
Выступая на национальном канале, директор Рижского бюро по туризму
Б. Флик заявил, что «неясно, где нарядили первую ёлку. Но мы являемся
пионерами в этом вопросе. Мы первые заявили, что ёлка родилась у нас, и
начали это рекламировать. И здорово, что эстонцы с нами спорят».
Возможно, что и при отсутствии доказательств эта кампания привлечет
дополнительные средства в рижский бюджет. Вот, например, штаб-квартира
Санта-Клауса в Финляндии пользуется большим коммерческим успехом,
несмотря на то что сам Святой Николай был родом из Византии. Рождество
это ведь, как твердят нам со всех экранов, сказка...