Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2011»Октябрь»27 » Театр в графическом отображении можно увидеть в KUMU
Театр в графическом отображении можно увидеть в KUMU
23:40
На выставке «Театральный мир в эстонской графике 1970–1980 годов», которая открыта в KUMU со среды, 26 октября, наиболее богатая часть коллекции Художественного музея Эстонии, представлена широкому зрителю в виде графических листов и театральных плакатов, где четко прослеживается влияние сюрреализма.
Куратор выставки Анне Унтера рассказала в интервью: «В период 1970–1980-х годов культурное пространство Эстонии являлось закрытым, словно театральная сцена, на которой сосредоточился луч прожектора». В данный период театр выполнял политические, научно-исторические и прочие задачи. Все они были далеки от драматургии и литературы. Театральные ритуалы интересовали и до сих пор интересуют людей поскольку эта часть сценической жизни обозначала взаимоотношения с более широким культурным пространством и способствовала преодолению социальной действительности.
Так специально для этой выставки Виве Толли создала повторные оттиски со своих работ 1970-80-х годов. В ее графических работах запечатлены фигуры людей, находящихся в движении. Здесь отчетливо видны разные уровни пространства и реквизиты с определенным значением. Четко очерчены свет и тени, замыкая круг того пространства, которое имеет ключевое значение на сцене музыкального театра. Другая значимая тема, которую затрагивает график — архитектура Старого города Таллинна. Здесь она, как и все прочее неразрывно связана с театром. В работах Виве Толли пространство, окруженное городской стеной, как раз и является сценой.
Также неоднозначна и спонтанная структура офортов Марью Мутсу, которая часто апеллирует к философскому понятию «игры в бисер». Создавая свои работы, Мутсу приравнивала радость созидания актеров и художников к их ответственности.
По сути, все представленные графические работы утверждают зрителя в мысли, что театр уже сам по себе является местом синтеза искусств. Сценическое искусство во все времена вдохновляло художников. Кроме того, сцена как пространство для представлений или арена под открытым небом зачастую ассоциируется с театром жизни или Парнасом — местом, где обитали музы. Анне Унтера уверена, что именно в этом свете можно рассматривать творчество Энно Оотсинга и Ану Юурак.
Впрочем, часть экспозиции составлена из несколько более прозаических работ. Это театральные плакаты из коллекции эстонской графики. Здесь, наряду с чистыми цветами, четко читаемыми образами, как у Лео Лапина, а также шрифтами в духе эстетики поп-арта, использовали фотомонтаж и постановочные эффекты. Последние, учитывая технические возможности того времени, то есть до так называемый «цифровой, или дигитальный, переворот», отделились в особую школу плакатистов. Чаще других таллинских театров такие плакаты с фотопостановками заказывала «Студия Старого города».
В то время ведущими художниками-оформителями были Юло Эммус и работавшие в тандеме дизайнер Виллу Ярмут и фотохудожник Энн Кярмас. На их плакатах образы до крайности «очищены» от всего лишнего, они звучат по-сюрреалистски провокационно и многозначно.
Кроме того, на выставке представлены и работы Айли Эрмель и Юри Кассь.
Как пояснила в интервью Анне Унтера: «Это позволяет проследить за процессами, происходившими в искусстве двух стран примерно в одно и то же время. Кантор будучи театральным художником, со временем стал постановщиком с международным именем».
Выставка «Театральный мир в эстонской графике 1970–1980 годов» будет открыта до 25 марта 2012 года. Она экспонируется в Художественном музее KUMU, на 4 этаже в крыле А.