Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2010»Июнь»14 » Творчество Кальо Пыллу - единый, огромный, чудный мир
Творчество Кальо Пыллу - единый, огромный, чудный мир
00:18
Если всмотреться в две точки по
краям картины, то вы увидите чудный пространственный мир, говорится в
аннотации к картинам, создающим оптические иллюзии, которые Кальо Пыллу
писал в 1990-2000-х годах.
Парафразируя эти слова, можно с уверенностью утверждать, что Кальо
Пыллу (1934–2010) на протяжении всего своего творческого пути вплоть до
создания картин с оптическим эффектом создал неповторимый многогранный
мир, без которого немыслимо наше искусство прошлого столетия.
После окончания Художественного института в 1962 году Пыллу перебрался
в Тарту, возглавив художественный кабинет при университете. В 1967-1972
годы Пыллу являлся духовным лидером тамошней группы художников Visarid.
Маяки в искусстве Вклад его в этом качестве трудно переоценить — достаточно сказать, что
он организовал перевод труднодоступной в те времена зарубежной
литературы по искусству на эстонский язык. А без творчества Пыллу
тогдашнего периода довольно трудно представить эстонский поп-арт 1960-х.
«Его художественные искания, — писал лет десять тому назад
художественный критик Йоханнес Саар, — шли в русле практически всех
главных направлений в тогдашнем новаторском искусстве Эстонии,
становясь своего рода маяками, помогающими ориентироваться на поле
искусства. Для историков они по сей день являются таковыми».
Поэтому замечательно, что его ранние работы экспонируются вместе с
произведениями последних десятилетий. Кажется, что сейчас они смотрятся
еще более выразительно, чем воспринимались тогда, на фоне
традиционного, официального искусства. В то время они были проникнуты
иным очарованием, которое, возможно, скрывало от глаз несведущих
глубинные устремления художника.
Кредо художника было сформулировано в 1971 году в манифесте группы
Visarid: социальная задача художника — передать сущность
действительности, непосредственное же выражение чувства придает
произведениям жизненную силу, и не имеет значения, какие они —
абстрактные, фигуративные или какие-нибудь другие.
Созерцая произведения Пыллу, мы становимся свидетелями именно этой
жизненной силы, исходящей из непосредственного выражения чувства.
Обращение Пыллу к национальной тематике в 1970-х годах было воспринято
в каком-то смысле как некий парадокс, и, как сказал Йоханнес Саар, «в
большей или меньшей мере это было данью официальной художественной
идеологии».
В контексте данной выставки эти работы тоже выглядят неким «побочным
творчеством», поскольку состоявшееся в 1990-х «возвращение» как бы
свидетельствуют об исчерпанности этнографической тематики, сказал
профессор Художественной академии Райво Келомеэс.
Огромный мир Связь между работами, созданными в 1960-х и в последние десятилетия,
очевидна. Условно ее можно рассматривать как развитие старой тематики с
включением изрядной дозы игривости и даже иронии.
Если попытаться докопаться до глубинных течений, которые направляют
художника к той или иной интерпретации темы, мы все равно придем к
некому общему знаменателю, будь то любопытство или поиск самого себя,
или что-то еще.
Думаю, что в творчестве для Пыллу не было никаких потиворечий.
Противоречие — это, скорее, по части сторонних наблюдателей: одним
нравится поп-арт, другим — этнотематика, причем порой при полном
неприятии иного, «чужого» направления.
Но если попытаться понять самого художника, то окажется, что его
творчество — это единый, огромный, многогранный, чудный мир, в котором
есть все. Чтобы почувствовать целостность этого мира, нужно быть
человеком, открытым для красоты мира.
Выставка
Кальо Пыллу «Abstraktsuse mõtestamine» («Осмысление абстрактности») Таллиннский Дом художников