Свежие выпуски "Актуальной камеры" государственной телевизионной корпорации ERR.
Главная » 2012»Октябрь»19 » В KUMU можно познакомиться с современным искусством Таллинна, Тарту и Пярну
В KUMU можно познакомиться с современным искусством Таллинна, Тарту и Пярну
12:45
С пятницы, 19 октября, в галерее современного
искусства на пятом этаже Художественного музея KUMU будет открыта
выставка «Археология и будущее эстонских арт-сцен».
Выставка, составленная четырьмя кураторами, дает обзор
современного эстонского искусства и фокусирует внимание в большей
степени, чем обычно, на искусстве Таллинна, Пярну и Тарту, а также на
деятельности художественных учреждений и групп, повлиявших на
художественную жизнь трех городов.
Идеологической основой выставки
послужила докторская работа консерватора-реставратора Художественного
музея Эстонии Хилькки Хийоп, посвящённая проблематике реставрации
произведений современного искусства. Выставку сопровождают программы для
публики и конференция.
«Выставка обыгрывает один из возможных
сценариев, согласно которому, в условиях действующего плюрализма,
кураторы пытаются обобщить развитие современного искусства, при этом
привлекая к участию самые разные учреждения и художников, которых
объединяют современные технологии и идеологии», - рассказывает автор
идеи выставки, куратор Художественного музея KUMU Эха Комиссаров.
«В
ХХ веке центр тяжести, при создании произведений искусства, из
традиционной области рукоделия и обработки различных материалов,
сместился в сторону концепций, эмоций, проблематики и процесса, одним
словом – в область неосязаемого, - рассказывает консерватор-реставратор
современного искусства Хилькка Хийоп. – Динамичный и эфемерный характер
произведений современного искусства трудно уместить в традиционной
системе музейной сохранности. В связи с этим возникает ряд вопросов о
консервации, коллекционировании и сохранности не только исходных
материалов, но и идейного, контекстуального, ассоциативного и других
уровней произведений искусства».
Понятие «арт-сцена» навеяно
теорией художественного поля, выдвинутой Пьером Бурдье. «Поле» здесь
представляет собой относительно независимое пространство, неизбежно
связанное с другими областями жизни. Понятие арт-сцена успешно
применяется во всем мире для обозначения какой-либо области искусства с
единой идеологией.
В части выставки «Взрыв в Пярну», куратором
которой является Раэль Артель, в строго хронологическом порядке
представлен обзор происходившего в культурной жизни города с 1993 года
до наших дней. 1990-е и начало 2000-х годов можно считать крайне
интенсивными в плане создания и демонстрирования искусства.
В
выставочном зале «Старые новости» представлено современное эстонское
искусство, исходным материалом для которого является социальная
реальность сегодняшней Эстонии. Рассмотрены такие темы и явления
современной жизни, как экономический бум и кризис, дебаты, касающиеся
прав национальных меньшинств, работы и безработицы, национальный вопрос,
переросший в вопрос равенства социальных классов, а также потребление.
Одна
из рассматриваемых куратором Кати Ильвес арт-сцен – «Таллинн-Амстердам:
ось графического дизайна», на которой представлена деятельность
дизайнеров местного происхождения, получивших, однако, художественное
образование в художественных учреждениях Голландии (в основном - в
Нидерландской академии искусств и дизайна имени Геррита Ритвельда в
Амстердаме). В центре внимания этой экспозиции – графический дизайн.
Вторая
из курируемых Ильвес арт-сцен – «Психогеография и тартуское искусство
создания текстов; EKSP», - представляющая собой частично текстовые и
языковые эксперименты, а местами – арт-сцену художественных метафор.
Данное явление типично именно для Тарту: многие авторы представленных
здесь произведений получили высшее образование в области философии,
семиотики или других гуманитарных наук. Эту арт-сцену характеризует как
активное вмешательство в литературный язык, так и экспериментальная
концепция места, истории и научной дисциплины. Хорошим примером является
экспериментальная лирика Эркки Луука, языковые игры Kiwa, научная
конференция, доведенная до абсурда под названием «Международная
конференция, научная конференция», «Правда и право» Тоомаса Тетлоффа и
инсталляция-перформанс «Ночь дубов».
Выставка «Археология и будущее эстонских арт-сцен» открыта в Художественном музее KUMU до 30 декабря 2012 г.