В кабинете графики Художественного музея KUMU с 28 марта открылась выставка «Чёрная лошадь и другие рисунки», знакомящая с наследием известного художника-оформителя Юри Каарма. Основу экспозиции составляют работы раннего периода творчества художника - 1970-х годов.
Кроме того, выставка рассматривает историю творческих поисков Каарма в качестве независимого художника.
Куратор выставки Эха Комиссаров рассказал в интервью: «Выставка получила своё название по курсовой работе художника, которая положила начало истории противостояния, связанного с новаторством в области изобразительного искусства. Работа была завершена в 1974 году, и стала поводом для жаркой дискуссии в Государственном художественном институте Эстонской ССР. В результате острых разногласий Юри Каарма был отчислен из института».
Лапорелло «Чёрная лошадь», созданный Юри Каарма, в длину составляет около семи метров. Здесь объединены рисунки углём, созданные по фотографиям, эскизы с применением техники гуаши, а также рисунки тушью, где каждая страница посвящена отдельной теме. Особая прелесть работы, конечно, заключается в присущей формату лепорелло случайности и в искусном использовании момента неожиданности. Целостная мозаика складывается из визуального описания состояния чувств, реальности и фантазийных картин. А единым связующим звеном здесь являются созданные по фотографиям рисунки чёрной лошади.
Здесь же представлена и коллекция фотографий, которые знакомят посетителей с экспериментами Юри Каарма в области концептуальной фотографии. В свою бытность ассистентом преподавателя в Государственном художественном институте, Каарма снимал копии с каждой отснятой плёнки, создав таким образом целый архив. Кроме того, ленты контактных копий он помещал на листы бумаги, создавая интересный сериальный эффект. Так можно было просмотреть пленку, а, расположенные друг под другом, кадры создавали своеобразный сюжет, схожий со съемкой кино.
Присутствует на выставке и серия рисунков углём «Смерть и вхождение», которая состоит из 13 частей. Ее художник закончил в 1979 году. А основой этих работ стали образы из одноименного сборника лучших произведений уэльского поэта Дилана Томаса, который на эстонский язык перевел Пауль-Эрик Руммо.
Юри Каарма, родившийся в 1950-м и умерший в 2011 году, также известен широкой публике, как автор оформления журналов Vikerkaar, Looming и серии Loomingu Raamatukogu. Кроме того, признание пришло и к выполненным Юри Каарма оформлениям изданий, знакомящих с историей эстонской культуры и историей архитектуры. Знаменито и его оформление монографий об эстонских художниках-модернистах.
Закончил Каарма Таллинскую 46 среднюю школу, где учился вместе с такими будущими новаторами искусства, как Андо Кесккюла, Андрес Тольтс, Урмас Педаник и Юри Окас. В Государственный художественный институт Эстонской ССР Каарма поступил в 1971 году, на специальность графики и книжного оформления. Однако в 1974 году его из института отчислили. Преподавателем на кафедре графики по специальности фотографии художник был с 1974 по 1976 годы. А в Союз Художников СССР в качестве оформителя книг его приняли в 1981 г.
Нынешнюю выставку в Художественном музее KUMU оформил Аадам Каарма. И для посетителей экспозиция «Чёрная лошадь и другие рисунки» будет открыта до 21 октября 2012 г.