В Kumu в течение трех вечеров будет
показана новая танцевальная постановка эстонского хореографа Марии
Гольцман «Tühjuste täitmine» («Заполнение пустот»).
На
создание танцевальной постановки Марию Гольцман вдохновило творчество
крупного австрийского художника Густава Климта, сюжет спектакля —
история любви художника к Эмилии Флеге, долгие годы бывшей его музой и
моделью. Гольцман восхищается творчеством Климта, и ей непросто назвать
свое самое любимое произведение у этого художника.
«Я избегаю
таких слов, как «самое любимое». Сегодня мне может нравится одно,
завтра — другое, послезавтра — третье. В своем спектакле я не использую
эротическую тему в творчестве Климта. Однако образ рыжеволосой морской
девы-обольстительницы проходит через весь спектакль», — рассказала
Гольцман. Любовь как преступление «Густав
Климт очень любил Эмилию. Она отвечала ему взаимностью. Но они так
никогда и не были официально вместе. У них были общие интересы,
совместные проекты, для дома моды Эмилии, — а она была модельером и
владелицей модного ателье, — Климт делал эскизы тканей и платьев.
И
этот мотив невозможности быть вместе — главный в спектакле. Яне Райдма
и Владимир Латишонок исполняют партии Эмилии и Климта, которые так и не
могут соединиться. То, чего художнику недостает в реальной жизни, свою
переполненность чувствами он переносит в творчество, получая в
искусстве то, чего нет в его жизни», — пояснила хореограф замысел
постановки.
Композитор Мярт-Матис Лилль пишет музыку специально
для постановки. По словам Гольцман, музыкальное оформление до конца еще
не доработано. Используется в спектакле и видео, которым занимается
Лаура Кууск.
«Над спектаклем работают художники Лаура Кыйв и
Лаура Кууск. Кууск делает видео. В спектакле будут небольшие вкрапления
видео. Танец — искусство достаточно условное, и видео послужит
визуально-смысловой поддержкой», — сказала хореограф.
Танец и живопись В
«Заполнении пустот» Мария Гольцман нащупывает точки соприкосновения
между танцевальным и изобразительным искусством. У нее это
профессиональный интерес: Гольцман окончила Тартуский университет,
получив степень магистра по семиотике, и танец в изобразительном
искусстве имеет прямое отношение к ее дипломной работе.
«Я
изучала визуальную семиотику и в своей дипломной работе на основе
творчества Боттичелли выясняла, как передается движение в живописи.
Даже профессиональные искусствоведы не всегда могут объяснить, как
рождается движение, танец на живописном полотне», — рассказала Гольцман.
Мария
также использует опыт, приобретенный ею в Лондоне, где она девять
месяцев училась на хореографа. «В Лондоне я училась по обмену, на
отделении хореографии в магистратуре», — сказала она.
Мария Гольцман из Кохтла-Ярве. Заниматься балетом начала в 19 лет, до этого танцевала в различных коллективах.
«Когда
приехала в Тарту, танцевать было негде. Я занималась теорией, но без
танцев не могла. И я пошла в театр «Ванемуйне» и сказала, что хочу
танцевать. Меня взяли. Занималась по два раза в день, были спектакли,
репетиции.
Танцевала и сольные партии. Когда я пришла в
балетный класс впервые, просто посмотреть, то подумала, что это камера
пыток, только каждый пытает сам себя. Причем с удовольствием. Но это
только сначала так кажется, а потом ты сам таким становишься», —
улыбнулась Мария.
«Танец — это искусство, и твое тело —
инструмент. Любой вид искусства имеет какой-то инструмент, посредством
которого передается некая информация. У художника это — краски. В танце
инструмент — это наше тело», — добавляет она.
Язык танца По
словам хореографа, понять язык современного танца не всегда просто.
Когда появился танец модерн, Эстония была далека от современных течений
в искусстве, публике он был неизвестен, и когда танец «пришел» к нам,
аудитория не была к нему готова.
«Сейчас даже классический
балет для многих сложен для понимания, что уж говорить о танце модерн.
На самом деле язык современного танца не так сложен, но технически он
совершенно другой. В сравнении с классикой в современном танце больше
внутреннего движения. Если ты это чувствуешь, то все получается — и
зритель попадает в это поле», — сказала Гольцман.
На подготовку
постановки «Заполнение пустот» ушло около двух лет. Мария рассказала,
что два года назад они показали 10-минутную версию спектакля в рамках
проекта Hypekas. Хотелось увидеть реакцию публики, посмотреть,
понравится спектакль или нет, и тогда уже решить, стоит ли делать
полную версию. Спектакль публика приняла тепло.
Перед премьерой в Kumu Мария Гольцман не волнуется. По ее словам, премьера — это праздник, и нужно прежде всего радоваться.
Спектакль
«Tühjuste täitmine» («Заполнение пустот») Танцевальная постановка Хореограф: Мария Гольцман Музыка: Мярт-Матис Лилль Исполнители: Владимир Латишонок, Яне Райдма, Сандра Аннусте, Криста Кестер и Мария Гольцман 15, 16, 17 октября, 19.00. Kumu, Таллинн