Премьера мюзикла «Человек из Ламанчи» в Национальной опере прошла 31 марта. Это представление поставлено в лучших традициях стимпанковой буффонады.
«Человек из Ламанчи», поставленный по книге Дейла Вассермана, на музыку Митча Ли, слова Джо Дэриона, уже шел на сцене «Эстонии» в 2970-71 годах. Тогда роль Сервантеса, или Дон Кихота исполнял великий Георг Отс. Впрочем, как раз предыдущий вариант постановки, в угоду театральным традициям того времени, отличалась подчеркнутой реалистичностью. В новой же версии «Человека из Ламанчи» режиссер Неэме Кунингас решил поставить все с ног на голову. В итоге, зрителю предлагается взглянуть на происходящее глазами безумного испанского дворянина, решившего, что он - последний рыцарь на земле. Поэтому мельница здесь стала действительно жутким четырехруким великаном.
Костюмы и декорации, созданные под руководством Отта Эвестуса и Грете Лаус, являются первым из трех достоинств постановки. Вообще, одних только костюмов достаточно, чтобы внимание зрителя было приковано к сцене. Здесь настоящий пир для глаз - так, Дон Кихот Ламанчский предстает с копьем-флюгером в руке на колеснице в виде единорога; Санчо Панса - с огромным дорожным знаком "кирпич" на обширном пузе; хозяин и хозяйка трактира, который Дон Кихот принял за некий замок, похожи на потешных короля и королеву, у которой на пышной юбке разместилось генеалогическое древо с гротескными масками вместо гербов; священник щеголяет в разрисованной крестами черно-бело-красной сутане и в шляпе с рогами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются трубами граммофона с затычками внутри. Так что каждый костюм сам по себе - уже феерия впечатлений. Кстати, в костюмах ощущается явное влияние стиля «стимпанк» - так, кое-кто носит пилотские очки-гогглы, полосатые цилиндры и другие псевдовикторианские аксессуары.
Вторым достоинством постановки можно назвать то, что она не столько «оперная», сколько ближе к мюзиклу. Несмотря на всю драматичность ситуации - а история как раз идет о том, как в ожидании суда инквизиции Сервантес рассказывает сокамерникам, ворам и убийцам, историю своего персонажа, в которой хитроумный идальго терпит полный крах, будучи не способным ни защитить тех, кого он любит, ни изменить мир к лучшему, что, по крайней мере, кажется на первый взгляд. Однако, внешняя сторона подана легко и весело, позволяя зрителю еще больше прочувствовать трагизм ситуации. В основном легкую атмосферу, конечно, создает оркестр под руководством Юри Альпертена, а также сами певцы и актеры. Сервантеса или Дон Кихота по очереди играют солисты «Эстонии» Рене Соом и Прийт Вольмер, Санчо Панса достались драматические исполнители - Тыну Карк из Эстонского драмтеатра и Аго Андерсон из «Эндла». Прекрасная Дульсинея, она же трактирная шлюха Альдонса, «разделилась» на Келли Уустани и Ханну-Лийну Выза.
Третьим же, и, пожалуй, главным достоинством спектакля является то, что он очень живой. Он вдохновляет, берет за душу, вызывает смех и слезы. Это именно то, что можно и нужно открывать для зрителя в любом мюзикле о Дон Кихоте. В «Человеке из Ламанчи» режиссер словно задается целью заставить зрителя поверить в то, что «Мечтать, пусть обманет мечта! Бороться, когда побежден!.. Любить, пусть обманет любовь!.. Тянуться к далекой звезде!» – не пустые слова. В этот раз со своей задумкой творец справился на сто процентов. Такую постановку смело можно рекомендовать не только ценителям хороших театральных постановок, но и тем, кто временно утратил опору под ногами. «Человек из Ламанчи» делает все, чтобы помочь снова ее обрести.
Кроме того, эстонских зрителей порадует и качественное переложение текстов Джо Дэриона на эстонский, которое выполнил Пеэтер Волконский. Правда, русскоговорящим зрителям будет несколько тяжелей – мюзикл сопровождается только эстонскими и английскими субтитрами. Впрочем, это уже относится не к искусству, а к финансам.