Когда Ульяна Лопаткина танцует на сцене, остаться равнодушным
невозможно. Каждый жест тонких выразительных рук, каждый поворот головы,
каждый ее взгляд проникает так глубоко, что кажется, что ничего более
красивого в современном танце просто нет. 25-го сентября у жителей
Эстонии есть уникальная возможность увидеть эту незабываемую актрису
балета на сцене Концертного зала "Nokia".
Звезда балета впервые будет выступать в Прибалтике, где даст только два
концерта – в Таллинне и в Риге. Такая возможность представилась
благодаря небольшому перерыву в плотном графике Лопаткиной.
Сама идея этого представления выросла из большого количества сольных
номеров балерины. Ее очень часто приглашают выступать на разных
гала-концертах, концертах, посвященных памяти или творчеству различных
культурных деятелей. И каждый раз хореографы-постановщики с мировой
известностью ставят ей необыкновенные номера. Когда таких танцевальных
номеров, каждый из которых можно назвать мини-спектаклем, стало много,
родилось это красивое зрелище.
"В большой работе ее увидеть уже довольно сложно, - сказал Адольф Кяйс,
продюсер выступления Ульяны Лопаткиной в Таллинне. - Она уже несколько
лет в больших балетных спектаклях Мариинского театра выступает очень
редко. То, что сейчас она предпочитает ездить со своим большим гала-шоу,
происходит потому, что ей хочется пробовать себя в других жанрах".
За весь вечер, в течение которого Лопаткина будет царить на таллиннской
сцене, зрителей ждет шесть открытий балерины с новой стороны. Для своих
сольных номеров она выбирает ту музыку, под которую она еще не
пробовала танцевать. И каждый мелодию танцовщица пропускает через себя,
растворяясь в музыке.
Часто говорится о том, что Лопаткина танцует вопреки тому, что ее тело
кажется не созданным для балета, и к тому же она довольно высокая по
современным понятиям о балеринах. И тем не менее кажется, что законы
физики просто подчиняются ей.
"То, что делает она, перекидывает нас в другое измерение, - говорит
Адольф Кяйс. - Только она может так прочувствовать Пьяццоллу. Или так
станцевать умирающего лебедя. Это ее визитная карточка, потому что никто
после Майи Плисецкой лучше Лопаткиной этот номер не исполнял. Поэтому
ее программа стала так популярна".
Многие критики называют ее балериной столетия, поклонники зовут
"балерина ассолюта", но сама Лопаткина остается самой строгой судьей
самой себе. "Люди видят прямую спину и серьезное лицо — значит, «она
умеет отделять главное от суеты». Но я живая, и у меня хватает
недостатков, - признается балерина. - Нельзя сказать, что с моим
появлением все окутывает розовая дымка, что это у меня такой божий дар
делать все вокруг прекрасным и значительным. На самом деле у меня бывают
периоды безволия, случаются сбои, паника на сцене, ошибки от усталости -
и все это приводит в состояние мрачного уныния, получается холодный
спектакль. И это чувствует зритель. А предполагается, что каждый раз
одно и то же «Лебединое озеро» надо танцевать по-разному".
Тем не менее балетные критики давно склонили головы перед талантом
Ульяны Лопаткиной. Ее называют той, чье имя еще долгое время будет
ассоциироваться с понятием "русский балет".