Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
История [111]
Главная » Эстония вчера и сегодня » История » История

Как Петр Великий себе домик в Кадриорге купил
Как Петр Великий себе домик в Кадриорге купил

Никогда не задумывались, почему у Петра Великого такой скромный домик в Кадриорге? Неужели самодержец рос­сийский не мог себе позволить пристанище посолиднее? За ответом Ксения Репсон отправилась в Кадриорг.

Дом-музей Петра I в Кадриорге

Домик Петра Великого в парке Кадриорг, являющийся сейчас филиалом Таллиннского Городского музея, расположен в начале улицы Мяэкалда. В XVIII веке это была городская окраина, засаженная капустой. Дом, понравившийся Петру из-за определенного сходства с бюргерским поместьем, был продан царю за немыслимые по тем временам деньги — три с половиной тысячи талеров. Князь Меншиков сторговал его у своих знакомых — семейства Дрентельн.

Впрочем, жертва невыгодной риэлтерской сделки, Петр не особо переживал по этому поводу, так как, по различным историческим свидетельст­вам, царь плохо переносил открытое пространство, уютнее всего ему было в тесных комнатках с низкими потолками.

Основатель музея, российский император Александр I, повелел в память о своем великом предшест­веннике привести обветшавшее здание в порядок, и в начале XIX века был открыт первый в истории музей подобного типа — мемориальный дом-музей. Так что кадриоргский домик Петра ценен еще и с точки зрения истории музейного дела.

В начале нового тысячелетия домик вновь реновировали, постаравшись максимально сохранить убранство и создать микроклимат, в котором экспонаты оставались бы более сохранны.

И хотя стены в домике не обтянуты шелками, как встарь, царская мебель и другие предметы быта — оригинальные и могут рассказать о Петре больше, чем сухие историчес­кие справки.

Половина музейных экспонатов неподготовленному посетителю музея не скажут ровным счетом ничего. И вот тут будут очень кстати комментарии куратора музея Виктора Ланберга.

Скромность не его черта

Прямо на пороге гостя Петра Великого встречает уникальный, единственный в мире прижизненный портрет первого Романова, Михаила Федоровича. «Все другие его изображения — это порт­реты по памяти или рассказам, сделанные через сто-двести лет после смерти Михаила Романова. В запасниках Пушкинского музея есть слабая копия его портрета, она даже и не выставляется», — пояснил куратор.

Михаил Федорович позировал ученому и путешественнику Адаму Олеарию в знак признательности за роскошный подарок: в 1639 году Олеа­рий преподнес в дар русскому царю первую географическую карту России и Персии. До сего момента было нонсенсом, чтобы царская особа на Руси позировала светс­кому живописцу.

С капитуляции Ревеля начинается отсчет истории Эстонии под российской короной.

«Основная заслуга Пет­ра I перед эстонцами и латышами заключается в том, что он дал им двести лет непрерывного мира. К моменту капитуляции Ревеля 29 сентября 1710 года в Ревеле свирепствовала чума, и почти 90 процентов населения вымерло. Трупы убирать было некому, их просто присыпали снегом — сюжет для Хичкока.

Петр, възжавший в Ревель в декабре, по свидетельствам очевидцев, был пьян в дым, говорят, что из соображений профилактики», — рассказал Ланберг.

По его словам, царь в день выпивал до трех лит­ров крепких алкогольных напитков, а также курил, как паровоз, что сократило срок его жизни. Петр прожил только 54 года. Вообще, Россия до Петра не знала табакокурения, да и пили в допетровской Руси с умом.

В домике тесновато. Отчего же царь, чей рост был 2 метра 14 см и который, в общем-то, мог себе позволить потратиться на хоромы, присмотрел себе такое жилище?

«Экскурсоводы лукавят, говоря, что Петр жил в таких маленьких домах из скромности. Он даже не догадывался о том, что такое скромность. Не было у него такого качества. Реальные причины такого выбора — агорафобия. Есть и спать он мог только в небольших и низких помещениях», — рассказал куратор.

И тут же поведал историю о том, как, будучи в Берлине, Петр должен был ночевать в огромном дворце. Не найдя себе мес­та, он заснул в шкафу.

В память об этом курье­зе Александр I велел сыскать шкаф, похожий на тот, где ночевал его пращур, и поставить его в мемориальном домике. Шкаф — образец типовой мебели того времени — был взят из фойе дома на ул. Лай, 40.

Заначка от императрицы

Спал государь «по-голландски» — полусидя. Оригинальная кровать с балдахином, изготовленная в июне 1714 года к первому визиту в Ревель Екатерины I, тому подтверждение. В Голландии Петру, который проявлял повышенный интерес к медицине, объяснили, что маленькие кровати в голландских домах не оттого, что они дерево экономят, просто спать лежа вредно для желудка.

Балдахин — наследие двора французского короля Людовика XIV — украшение интерьера домика Петра. Когда-то полог перед сном задергивали и грелкой выкуривали из постели тараканов и клопов. И любимое мужское слово «заначка» также связано с этой деталью внутреннего убранства.

Деньги от неповоротливых женушек в кринолинах закладывали именно за балдахин. Прятал ли Петр денежки за данный конкретный балдахин, доподлинно неизвестно, но и не исключено.

По словам Ланберга, Петр, хотя и был самых широких взглядов на взаимоотношения полов, в личной жизни был ханжа. Поэтому картина с обнаженной Данаей висит неправильно — вряд ли царь потерпел бы такой стыд в своей спальне.

Ботинок Петра ПервогоЛюбопытны и другие объекты музея: огромное кресло, мыльный шкаф, сундук Карла XII, зеркала, шкаф-часы ручной работы, стол, карта, икона, слепок императорской руки и ботинок Петра, обладавшего при своем гигантском росте женским размером ноги — 37-м. (Один из немецких исследователей предположил, что у Петра был редчайший синдром Марфана — удлиненные и узкие кости скелета.).

По словам куратора, исторический образ Пет­ра разные исследователи видят по-разному. «Советская и западноевропейская историографии рассматривают Петра как реформатора, инженера и т.д. Ортодоксы говорят о нем как о разрушителе русской традиции. Серафим Саровский писал о Петре: «Прорубая окно в Европу, он разрушил стены собственного дома», — рассказал куратор.

Немецкий биограф Петра барон фон Врангель видел в Петре человека более всего озабоченного личным обогащением.

Странное поведение

Ланберг отметил, что известный своей смелостью и отвагой царь порой вел себя не самым достойным образом.

Куратор показал оригинал картины, изображающей битву под Нар­вой, где погибли более 40 тысяч русских солдат в столкновении с войском 18-летнего Карла XII, который имел только восемь с половиной тысяч.

За два дня до сражения Петр бросил войско и с тыловым отрядом бежал во Псков, далее в Новгород, затем в Москву за Яузу, в Немецкую слободу, где, по словам куратора, три месяца рыдал на груди у Анны Монс и знать ничего не желал об исходе битвы.

«Так же он вел себя во время восстания Кондратия Булавина, башкир, не говоря о турецкой кампании. Видимо, такое поведение обусловлено страшным детским опытом. В десятилетнем возрасте Петр пережил ужасы стрелецкого бунта. Его нашли в кремлевских палатах и выволокли на крыльцо, где уже стояла его мама, Наталья Кирилловна Нарышкина, с другими детьми, перед ними бушевало море взбунтовавшихся стрельцов, а порубленные Нарышкины лежали под крыльцом», — рассказал куратор.

Царь может все

«Вот тогда Петр впадает в состояние аутизма, продлившееся до 13 лет. Это сказалось на его личности и придало ей особые свойства, некоторые из них принимали жутковатые формы», — добавил Ланберг.

В Голландии он наблюдал вскрытие трупа в анатомическом театре и был так потрясен, что купил медицинский инструментарий и начал делать полостные операции. Он рвал зубы. В его присутствии нельзя было подпереть щеку рукой — он немедля диагностировал больной зуб, солдаты хватали пациента и вели на лечение. В Кунсткамере в Петербурге хранится чемоданчик с вырванными Петром зубами.

«Это можно трактовать как садизм и неуправляемость личности, а можно увидеть в этом детскую уверенность в том, что ему подвластно все», — рассказал куратор.

Петр любил наши мес­та, решение построить Санкт-Петербург пришло к нему только после того, как провалилась идея основать новую столицу Российской империи на территории Эстонии, в Нарве, Ревеле или Балтишпорте (Палдиски).

А посещение его дома-музея в Кадриорге дает возможность пофантазировать, а что было бы, если бы... Весь мир жил бы тогда по-другому.

Дом-музей Петра

Таллинн, Мяэкалда, 2

Открыт:

1.09-30.04, среда - воскресенье, 11.00 - 16.00.

1.05-31.08, вторник - воскресенье, 11.00-19.00.

Закрыт также 25 и 26.12.

Каждую последнюю пятницу месяца посе­щение бесплатно

По материалам rus.postimees.ee

Категория: История | Добавил: Zelig (20.12.2008)
Просмотров: 3847 | Рейтинг: 1.0/1 |
Тэги материала:
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 05.02.2025, 22:06
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100