Академик Бронштейн: "Именно в условиях кризиса Эстония и Россия нужны друг другу" Известный
эстонский экономист, академик Михаил Бронштейн в интервью для
"Инфопресс" высказал свое мнение о перспективах экономического кризиса
в Эстонии, о том, почему в условиях всеобщего спада нам помог бы
российский рынок, и о том, что же сегодня лучше — потреблять или
экономить. Мы живем в рефляции -
Михаил Лазаревич, мир в кризисе, вот уже и соседке Латвии Эстония
выделяет материальную помощь. А как дела у нас здесь? Не скрывают ли от
нас истинные масштабы экономического кризиса в Эстонии? -
Мы находимся в самом разгаре кризиса. Падение валового внутреннего
продукта (ВВП) на 3 с лишним процента, и на будущий год, по прогнозам
Банка Эстонии, это падение превысит 4 процента. Что это такое? На
обычном языке это и называется "кризис". Экономисты применяют еще одно
слово, более мягко звучащее, — "рецессия". - Главное, что непонятное… -
Да, многим оно непонятно. У нас кризис, самый настоящий, причем в очень
неприятной форме. Финансово-ипотечный кризис — он и в Европе, и в
Америке. Но в Европе, например, в кризисное время цены падают, а если
на некоторые вещи и повышаются, то общий рост индекса цен составляет
2-3 процента. Это требование и к нам, если мы хотим войти в зону евро.
Но как нам туда войти, если у нас инфляция — более 11 процентов?!
Правда, в Латвии еще больше, и мы оказываем ей финансовую помощь, но
прежде всего надо оказать финансовую помощь самим себе. То,
что происходит у нас, на языке экономистов называется "рефляцией".
Рецессия с инфляцией. Самый худший вариант. В пятерке самых успешных
стран Европы, что несколько лет назад обещал господин Ансип, нам не
быть. Кстати, я предупреждал его еще до событий с Бронзовым солдатом,
что впереди нас ждут не успешные годы, а кризис, перед которым не надо
делать поспешных и резких движений — например, портить отношения с
Россией. Но он ничего не хотел слушать, ему нужны были голоса
определенной части населения. - То есть признаки кризиса были видны еще до кризиса? -
Для этого существуют экономисты-аналитики, к которым я отношусь. И эти
люди как у нас, так и на Западе — например, ставший нобелевским
лауреатом Пол Кругман — предупреждали о надвигающемся кризисе. Такой
прогноз сделать было нетрудно. Дело в том, что был в колоссальной мере
раздут т.н. кредитный капитал, то есть кредиты, которые выдавались на
покупку недвижимости. Отсюда и бум недвижимости, и вроде как ВВП
растет… А на самом деле колоссально росли ДОЛГИ, и рано или поздно они
должны были быть востребованы. Рано или поздно этот кредитный бум
должен был закончиться, тем паче, мы почти ничего не вкладывали в
реальный сектор экономики и особенно в инновации. Почему
я все-таки верю, что Америке будет легче выйти из этого кризиса? Там
70-75 процентов продукции — это новые технологии, инновационный
продукт. У наших соседей шведов и финнов этот показатель составляет
20-30 процентов. - А мы все время говорим об "эстонской Нокиа"… -
Говорим. Но у нас вложения в науку, внедрение новых технологий, нового
продукта — самые низкие, меньше 1 процента от ВВП. У тех же финнов и
шведов — 5-7 процентов. Мы
развивали спекулятивный сектор. У нас была крайне либеральная модель
экономики, благоприятная для притока иностранного капитала. И по этому
притоку мы заняли первое место в Восточной Европе — это была правильная
политика, и я ее тоже поддерживал. Но капитал этот шел в банковское
дело, в недвижимость, в торговлю — и не шел в реальный сектор, в науку,
в образование, в инновационные сферы. И даже сейчас мы не способны
использовать на инновации, на развитие новых технологий ту помощь,
которую дают структурные фонды Евросоюза. Для этого надо делать и
собственный вклад, а мы не делаем. И последний госбюджет бизнес,
инновации, науку — то, от чего зависит будущее Эстонии, — в сущности,
не поддерживает. - Ваш прогноз на 2009 год для Эстонии? -
Будет еще труднее. Как я уже говорил, по прогнозу нашего Центробанка,
будет падение ВВП на 4 с лишним процента. Это означает падение
производства, потерю рабочих мест и сильный рост безработицы,
уменьшение доходов и колоссальный рост задолженностей. Плюс к этому,
наши власти для пополнения бюджета ввели высокие акцизы, в результате
чего люди получают жуткие счета за коммунальные услуги. Одинокий
пенсионер уже не выдерживает этой нагрузки. А что делать безработному?
Да и минимальная зарплата не увеличивается. Долгое
время эстонцев успокаивали: вы живете лучше, чем русские. Но скоро и
основная масса эстонцев почувствует плоды нынешней политики, и думаю,
что и в их среде поддержка этого правительства упадет. Потому что
население хочет жить в развивающейся Эстонии, а не в Эстонии, которая
попадает чуть ли не в самый глубокий в ЕС кризис. Транзит и торговля с Россией как средство смягчить кризис -
Вопрос в том, выльется ли это недовольство в смену политики или просто
в замену одного премьера другим, в том, сможет ли потенциальное новое
правительство вести другую политику или поле деятельности у него в
любом случае теперь будет ограниченным? -
В правительстве есть нормально мыслящие люди. Например, Юхан Партс — он
понимает необходимость транзита, у нас с ним довольно близкие взгляды.
Но в этом правительстве он почти ничего не может сделать. Приведу
два примера. В Эстонии есть голландско-российская фирма "Vopak E.O.S.",
которую я консультирую и которая занимается транзитом нефтепродуктов.
При всех нынешних отрицательных явлениях в экономике, "Vopak E.O.S."
два года занимает первое место в списке наиболее успешно работающих
фирм Эстонии, потому что ее руководство действует разумно и проявляет
стратегический подход. И есть фирма "Ээсти Раудтеэ" ("Эстонская
железная дорога"), руководимая господином Симмерманном, которая
сократила объемы перевозок на 40-45 процентов, но при этом платит своим
руководителям рекордные для Эстонии зарплаты. Нонсенс, но, оказывается,
у нас такое возможно! В чем стратегия г-на Симмерманна? А он верит, что
транзит все равно погибнет, и за два-три года хочет просто заработать.
Откуда взять на это средства? Увеличить тарифы. И вот, по планам, но
весьма реальным, железнодорожные тарифы должны вырасти на 50 процентов.
Если такое произойдет — наш транзитный коридор не сможет конкурировать
ни с Латвией, ни с Россией, ни с кем. Да и порт тоже хочет свои тарифы
поднять, чтобы платить себе зарплаты… По-русски это называется
"жадность фраера сгубила". Но "фраеров" она не сгубит, они в карман
положат, а вот эстонская транзитная инфраструктура превратится в ржавый
памятник жадности и непрофессионализму. -
Михаил Лазаревич, вы известны как активный сторонник российского
транзита. Но возникает вопрос: поможет ли сейчас этот транзит эстонской
экономике, если учесть, что и Россия погружается в пучину кризиса? Как
говорится, не поздно ли мы спохватились? -
Россия приняла свою программу портово-транспортной независимости и
начала строить свои мощные порты, хотя я к этому относился критически и
даже выступал в "Известиях" с критикой этой программы. Это то же самое,
как если Германия перестанет использовать самый дешевый путь и самый
хороший порт в голландском Роттердаме, перед которым проигрывает даже
Гамбург, и начнет сооружать собственные новые порты где-нибудь в устье
Эльбы. Это было бы глупостью. Россия
это делает. Но пока цены на нефть были очень высокими и дела у России
шли хорошо — это еще как-то оправдывалось. Теперь же и Россия в очень
сложном кризисе, и главное, чего ей не хватает сейчас, — ДЕНЕГ,
ИНВЕСТИЦИЙ, потому что иностранный капитал ушел. Использование готовых
эстонских портов (где к тому же работает и российский капитал)
сберегает России эти деньги, чтобы инвестировать их в промышленность,
переходить к инновациям, сделать более эффективной добычу и переработку
природных богатств. На каждой тонне перевалки грузов мы сберегаем
России 3-5 долларов и главное — экономим инвестиции. - Как вы оцениваете в этом свете возможности Силламяэского порта? -
Я сам питерский и патриот этого города, но в моем родном Питере порт не
глубоководный и замерзающий. И Усть-Луга не идеальна. Силламяэский порт
лучше — он более глубокий. Я с глубочайшим уважением отношусь к Тийту
Вяхи, с которым тесно сотрудничал, когда он был премьер-министром, а я
работал в посольстве Эстонии в Москве. Нам удалось тогда заключить с
Россией соглашения о свободной торговле и о беспошлинном и безналоговом
транзите российских грузов через эстонскую территорию. Увы, позднее,
из-за глупого раскола с православной церковью, мы получили вместо
свободной торговли двойные таможенные тарифы. Но до сих пор действует
соглашение о беспошлинном транзите. - Итак, вы убеждены, что, несмотря на кризис, возможности, которые открывает Эстонии российский рынок, не потеряны? -
Не потеряны. И России, и Эстонии сотрудничать выгодно. Речь не только о
транзите, но и о торговле, о выходе на все евразийское пространство.
Эстония по своему ресурсному потенциалу страна небогатая — на 72-м
месте в мире. Но я участвовал в оценке Всемирного банка и разработке
методики ресурсного потенциала, и мы разработали эту методику с учетом
такого фактора, как местоположение. Оказалось, если мы сумеем
использовать свой кратчайший путь — Ганзейский путь с Востока на Запад
и с Запада на Восток по Балтийскому морю, — то наш ресурсный потенциал
увеличивается на 30 процентов. И возможности выхода из кризиса тоже
увеличиваются. Правда, говорят,
что здесь есть и опасность: по торговым путям шли не только караваны,
но и солдаты. Что же, это уже призыв к мудрости наших политиков —
сделать так, чтобы двигались товары, а не войска. Конец потребительского бума -
Михаил Лазаревич, многие сегодня недоумевают: нефть стремительно
дешевеет, а у нас дорожают тепло, электричество, газ, и в связи с этим
растут другие цены. Как вы это объясняете? -
Очень просто. У нас увеличиваются косвенные налоги на бензин, тепло и
прочее. Делается это с целью наполнить бюджет и платить чиновникам. У
нас громадный чиновничий аппарат. Кстати, как и в России. Он в
несколько раз превышает то, что было в Советском Союзе. Всех их надо
кормить. - Цены повышаются только из-за налогов, акцизов, или в этом присутствуют и интересы получения сверхприбылей? -
Фирмы пытаются доказать обоснованность своих цен, и им удается это
выторговать и получить свои дополнительные доходы. А население загнано
в угол. - Некоторые аналитики
сегодня утверждают, что "бережливые потребители ускоряют спад
экономики". Действительно ли, покупая в магазине вместо двух пакетов
молока один, мы подтачиваем народное хозяйство или это просто рекламный
трюк? - Это рекламный трюк.
Вы купите один пакет молока, потому что вас заставит сделать это рост
цен. Бережливый покупает меньше. Он не подрывает экономику — он хочет
выжить. - А какую линию
поведения потребителям порекомендуете вы как ученый-экономист —
ограничиться в потреблении, делать запасы, продолжать жить как жили или
вообще "напоследок гульнуть на широкую ногу, а дальше будет видно"? -
Ограничиться. Этот потребительский бум во всем мире — "у меня должна
быть машина лучше, чем у соседа" и прочее-прочее — это вообще путь в
тупик. Мне в свое время пришлось работать в Римском клубе ученых,
который предупреждал, что земной шарик не выдержит двух вещей:
потребительского бума в "золотом миллиарде" населения планеты и
демографического взрыва в "третьем мире". Еще в 1972 году я делал
доклад "Продовольствие для 6 миллиардов" — на Земле тогда жило три
миллиарда. Сейчас уже надо делать доклад "Как прокормить 11
миллиардов?". - Вы бы взяли сейчас кредит в банке? -
Я в банке кредит не беру. Я просто работаю, получаю зарплату. Немножко
мне сын помогает; он бизнесмен, и ему сейчас тоже очень трудно. - А что делать тем, кто кредит уже взял, а тут пришел кризис и возник риск лишиться работы? - Я им очень глубоко сочувствую. - Государство могло бы как-то пойти этим людям навстречу? -
Могло бы, если бы оно было социально ориентированным. А у нас — крайне
либеральная экономика под лозунгом "спасение утопающих — дело рук самих
утопающих". - Говорят, кредитная политика банков стала очень жесткой. Как вы это оцениваете? -
А как они могут ее смягчить? Банкам задолжали громадные деньги, и все
время растет сумма невозврата и сумма, которую надо списывать. Прибыли
банков резко падают. В мире банки все больше идут на снижение
процентов, в Эстонии этот процесс тоже постепенно происходит. Но сама
выдача кредитов становится крайне сложной. За исключением всяких
SMS-займов, но там проценты большие. А обычный банк просто уменьшает
выдачу обычных кредитов. - Если сегодня все же брать деньги в банке — то на какие цели? -
Если быть разумным или если ты в бизнесе — то не на машину или
потребление. Кредит стоит брать, если ты предложишь какой-то
инновационный продукт, новый рынок и т.п. Тогда тебе могут помочь и из
Фонда развития, правда, в фонде этом у нас — 10-15 процентов от
потребного. И мы даже не используем фонды ЕС в полной мере, потому что
в соответствующие проекты надо вкладывать и свои деньги. -
Тех, кто рискует остаться без работы, власти успокаивают — будет
переобучение, найдете другое место… Вы верите в реальность этих
перспектив? - В любом
случае, надо иметь две-три профессии, чтобы иметь возможность
перестраиваться в этих сложных условиях. Если ты знаешь только одно
узкое дело — у тебя очень велик шанс остаться без работы. - Что сегодня лучше: попытаться открыть свое дело или оставаться наемным работником? - Смысл открывать свое дело есть, если у тебя имеется бизнес-идея. - Михаил Лазаревич, ваш прогноз для Ида-Вирумаа? -
Я считаю, что рано или поздно мы будем нормально выстраивать отношения
с Россией и у нас будут там мосты, а не противостоящие друг другу
крепости. В Ида-Вирумаа довольно много людей заслуживает уважения. Я
верю в будущее этого региона, чей главный потенциал — благоприятное
местоположение.
|