Собор Святой Марии (Домская церковь)Центральным и одновременно старейшим сооружением Большой
крепости является собор св. Марии (Домская церковь). Церковь дала название
всему Вышгороду (немецкое "Домберг" - эстонское "Тоомпеа"). История строительства этой древнейшей, по нашим данным,
культовой постройки не только Таллинна, но и всей материковой Эстонии
продолжительна и сложна, и до сих пор многое в ней еще остается неясным. Ведется
она, в общем, с 1210 года, когда в Таллинн вместе с захватчиками прибыло и
несколько представителей высшего духовенства во главе с лундским архиепископом
Андреасом Сунонисом. Тогда же, вероятно, и была построена предшественница
современной церкви - временная деревянная церковь. В 1229 году в Таллинн из
датского городка Рибе приехали доминиканцы, они построили себе на Вышгороде
монастырь и, по всей вероятности, приступили к строительству каменной церкви на
месте имевшейся деревянной, но в 1233 году между Орденом меченосцев и
вассалами, поддерживавшими наместника папы римского, вспыхнула распря. В ходе
ее монастырский конвент погиб, и строительство церкви продолжили, вероятно,
меченосцы. Проведенные исследования позволяют утверждать, что когда-то
это была однонефная церковь с прямоугольной алтарной частью. К северной стене
ее примыкала ризница. Все части здания имели деревянные перекрытия. Это
скромное сооружение относилось к широко распространенным в XIII-XIV веках в
Дании и Скандинавии однонефным церквам с прямоугольной алтарной частью.
Известен был этот тип церквей и в Вестфалии. В 1240 году, после восстановления датского владычества в
Эстонии, церковь Спасителя и Девы Марии (лат. templum Salvadoris et Mariae)
освятили как соборную, статус этот она сохраняет и поныне. Таллиннский епископ
был высшим духовным лицом таллиннской епархии. На первых порах доходы его были
более чем скромны, так что он не имел возможности предпринять более обширное
строительство. Только в последней четверти XIII века благодаря укреплению
позиции епископа и усилению его влияния в датских владениях - в конце XIII - начале
XIV века епископ даже выполнял роль наместника короля в вопросах управления
здешними землями - удалось начать перестройку собора. Возросшие доходы епархии
и расширение землевладений епископа позволили приступить к этой перестройке. Работы начались в алтарной части - восточную стену снесли,
алтарную часть удлинили, и она получила полигональное завершение, а в западной
части возвели новую триумфальную арку, соединившую алтарную часть с самим
храмом. Алтарная часть была перекрыта кирпичным сводом с нервюрами, нервюры
получил и свод алтарной апсиды. К концу XIII века работы в этой части церкви
были закончены. Затем в первой половине XIV века началась перестройка основной
части церкви. В 1319 году работы шли полным ходом, как это можно заключить
из изданного в том же году указа короля Эрика Менведа относительно основания
Домской школы, где сказано, что всякий родитель, который откажется послать
своего ребенка в школу, будет оштрафован на 10 марок: четыре из них пойдут на
строительство замка, три - на строительство городской стены и три марки - на
строительство Домской церкви. На месте однонефной возвели трехнефную церковь зального типа,
наружные стены ее сохранились до наших дней. Нефы, имеющие примерно одинаковую
ширину, были перекрыты кирпичными сводами. Толщину западной стены центрального
нефа увеличили настолько, что в южную часть ее удалось встроить винтовую
лестницу; рядом поставили небольшую часовенку, над ней расположена ложа,
выходящая в церковь. Была расширена и примыкающая к северной стене алтарной части
ризница, с помощью большой арки ее соединили с продольным северным нефом. В
церкви господствовал типичный для церквей зального типа того времени принцип
единого пространства. Сравнительно короткая и широкая в плане церковь
напоминает вестфальские образцы, о них напоминает и восьмипарусный нервюрный
свод. Архитектурная выразительность здания определялась богатым
использованием каменного декора в оформлении арок, отделяющих алтарную часть и
алтарную апсиду, а также деталями оформления угловых консольных столбов,
замковых камней и т. п. Использованные в каменном декоре растительные мотивы
относятся больше к абстрагирующему стилю переходного периода, их свежее и
непринужденное исполнение связывает новое здание с готикой. Внешняя архитектура
здания отличается компактной, сравнительно мало расчлененной массой,
выразительность которой во многом сообщали поверхности, украшенные каменной
резьбой. В таком виде церковь просуществовала до второй четверти XV
века, когда в Таллинне более ранние церкви зального типа начали перестраивать в
базилики. Коснулась перестройка и главной церкви епархии, началась она примерно
в 30-х годах и закончилась лишь где-то в 60-х годах XV века. Строительными
работами руководил мастер, прибывший из Падизе: в деталях из тесаного камня,
использованных при перестройке, много общего с деталями монастырской церкви в
Падизе, тогда как сходство с камнетесными работами, найденными в Нижнем городе,
отсутствует. Общность с архитектурным стилем Нижнего города выражается в
исчезновении пышного растительного орнамента, господствовавшего в XIV веке, в
геометризации деталей из тесаного камня, и в целом - в строгости используемых
форм. В ходе перестройки, проведенной в XV веке, были возведены
стены центрального нефа, боковые стены дополнили новыми опорами сводов, и все
здание перекрыли простыми крестовыми сводами, отделенными друг от друга
профилированными подпружными арками. Затянувшаяся перестройка объясняется,
вероятно, экономической слабостью епархии, что обусловило, по-видимому, и
временную приостановку работ. В результате перестройки архитектурный облик здания стал
беднее, поскольку в интерьере тесаный камень в качестве декоративного элемента
производит весьма скромное впечатление. Зато благодаря своим великолепным
пропорциям огромное эстетическое впечатление производит само помещение - с
точки зрения цельности решающее значение имеет то, что ряды арок вдоль
центрального нефа и арка, отделяющая алтарную часть, имеют примерно одинаковую
высоту и ширину. Усилилось и членение силуэта церкви. Большую роль сыграла в
этом консольная башенка, надстроенная над восточным щипцом центрального нефа
(подобное решение встречается и в монастырской церкви в Падизе). Над внешним
углом южного нефа поднялась и вторая башня - колокольня. А характерная для
церквей Нижнего города мощная западная башня в ходе этой перестройки собора так
и осталась невозведенной, зато сама церковь обросла капеллами. В XV веке к средней части северного нефа была пристроена
капелла св. Георгия, капелла, находившаяся на северо-западном углу собора, не
сохранилась. В том же XV веке к средней части южного нефа пристроили часовню,
которая в настоящее время служит притвором. К западу от нее располагаются
канцелярия и капелла на юго-западном углу. Ее после перестройки также
использовали как притвор. Восточнее главного притвора находится построенная в XVI веке
так называемая капелла Ферсена. Из дополнений, относящихся к XVII веку, следует
отметить построенную над главным притвором библиотеку со сводчатым потолком,
она обосновалась там в 1641 году. В том же веке с западной стороны к ризнице
пристроили небольшую часовенку, принадлежавшую важному вельможе Гюльденбанду.
Часовенку соединили с северным нефом аркой. Полон драматизма был разгоревшийся 6 июня 1684 года пожар. Южным
ветром огонь сильно раздуло, и за несколько часов в пламени погибла почти вся
застройка Большой крепости, в том числе и собор. Особенно пострадали изящный
каменный декор алтарной части и подпружные арки северного нефа, до нас дошли
только бесформенные, растрескавшиеся от жара каменные поверхности. Восстановительными работами после пожара руководил столяр
Даниэль Бикель, в камнетесных работах ему помогал резчик по камню Йохан Густав
Стокенберг, в оформлении нового интерьера участвовал ведущий скульптор
тогдашнего Таллинна Кристиан Аккерман и весь цех таллиннских
столяров-краснодеревщиков. Самые необходимые работы были закончены к рождеству 1686
года, однако восстановление собора продолжалось вплоть до конца столетия. Тем
не менее, возведение спроектированной тогда же западной башни в стиле барокко
пришлось отодвинуть еще почти на сто лет. Она была построена в 1778 - 1779
годах по проекту К. Л. Гейста и дошла до нас в своем первозданном виде. Это
одна из последних крупнейших перестроек, изменивших облик собора. На протяжении веков под сумрачными сводами собора собиралась
интересная и разнообразная коллекция всевозможных предметов искусства,
существенно дополняющих аскетический по своей архитектуре интерьер. Древнейшие
надгробные плиты с надписями, которые выполнены маюскулами, относятся к концу
XIII - началу XIV века и первой половине XIV века. Один из наиболее интересных
образцов того времени, например, фрагмент надгробной плиты, расположенной под
органом, на ней изображена рука, которая держит чашу для причастия. В середине XIV века на смену маюскулам приходят минускулы, из
надгробных плит нового образца можно отметить надгробную плиту вируского
вассала Вольдемара Сорсевера, она находится в северном нефе и выполнена в 1372
году. Тут же неподалеку - надгробная плита начала XVI века в готическом стиле,
с изображением епископа в полном облачении. Эпоха Возрождения способствовала бурному расцвету искусства
создания надгробных монументов. Господствующим типом надгробия стал саркофаг,
украшенный горельефом, изображающим покойного. Наиболее известен из подобных
памятников - памятник шведскому полководцу Понтусу де ла Гарди и его супруге
Софии Гюлленхель, законченный скульптором и архитектором Арентом Пассером в
1595 году и установленный у южной стены алтарной части храма, над ним
расположена эпитафия. Этот памятник - самое стильное и совершенное из всех
надгробий тех времен, сохранившихся в Эстонии. Тот же мастер исполнил и находящийся у северной стены
алтарной части саркофаг Тизенхаузенов, выполненный в 1599 году (художественный
уровень его не столь высок). Над ним расположена вытесанная в камне эпитафия,
созданная в 1594 году Гансом фон Акеном в память шведского гофмаршала Олофа Рюнинга.
Арентом Пассером созданы также плиты для саркофагов Карла Хорна с супругой, а
также Отто фон Юкскюля, прислоненные к южной стене алтарной части храма. Обе
работы выполнены в 1601 году. Тот же Арент Пассер создал находящиеся в капелле
св. Георгия саркофаги Рихарда Розенкранца (возле северной стены, 1623) и Томаса
Рамма (у западной стены, 1632). Интереснейшим образцом саркофага в стиле барокко является
находящийся в часовне Ферсена незаконченный монумент губернатору Эстонии
фельдмаршалу Отто фон Ферсену, относящийся к началу XVIII века. В северном нефе
находятся саркофаги Отто фон Таубе и фельдмаршала Фабиана фон Ферсена работы
скульптора Йохана Густава Стокенберга. Работы эти несколько тяжеловесны и
представляют меньший интерес, относятся они к последним десятилетиям XVII века.
Зато эпитафия майору Йохану Хастферу, расположенная в южном нефе и созданная
скульптором Николаэсом Миллихом в 1676 году, отличается высоким художественным
уровнем. В северном нефе находится представляющий большой
художественный интерес монумент адмиралу русского флота Сэмюэлю Грейгу,
выполненный в 1788 году из белого мрамора в стиле раннего классицизма по эскизу
петербургского архитектора, итальянца по происхождению, Джакомо Кваренги.
Типичным образцом надгробия в стиле классицизма является и памятник Фердинанду
фон Тизенхаузену в виде обелиска, создан он неизвестным мастером, вероятно, в
1806 году. Здесь же, в северном нефе, установлен памятник адмиралу Адаму
Иоганну фон Крузенштерну, уроженцу Эстонии, - он первый из русских флотоводцев
совершил кругосветное путешествие. Памятник выполнен в 1848 году Иоханном
Готфридом Экснером в виде миниатюрной капеллы в псевдоготическом стиле. По барочному живописную, динамично расчлененную кафедру
собора (1686) и великолепный, но несколько более строгих форм алтарь в том же
стиле (1696) создал скульптор и резчик по дереву Кристиан Аккерман. Живописное
полотно, украшающее алтарь, - работа живописца Франца Карла фон Гебгардта
(1881). В мастерской Кристиана Аккермана выполнено и большинство из 107
эпитафий, украшающих собор, все они свидетельствуют о том, что он мастерски
исполнял орнаменты с мотивами аканта. Из флагов, украшающих северный неф, большинство относится к
XIX веку. На восточной стене нефа ими обрамлен небольшой кенотаф известного мореплавателя
и путешественника Фердинанда Врангеля. Скамьи, стоящие в церкви, относятся к
XVIII веку. Галерея для органа построена в 1780 году, фамильные ложи,
расположенные вдоль восточной и южной стен южного нефа, устроены несколько
раньше. По материалам www.las-flores.ru
|