Сакал Лембиту –
родная земля придавала ему силу Край родной - о
нем судить, Право же, не смею, Но чужому про него Рассказать сумею. Х.Суйслепп Зло приходит к
нам незваным. Эстонская пословица К началу XIII века на территории Эстонии
жило около 200 000 человек. Сильных западных соседей давно привлекала
возможность покорить эстов, завладеть их богатством, землей, скотом. Под
предлогом распространения христианства среди язычников папа римский Целестин
III в 1193 году объявил крестовый поход против ливов. Участников крестовых
походов называли крестоносцами. Покорив ливов, завоеватели обратили свое оружие
против латышей, а потом - и эстов. В 1199 году епископом в Ливонию был
назначен молодой, энергичный и хитрый Альберт. Он развил бурную деятельность. В
1201 году была основана Рига - оплот завоевателей в Прибалтике. В 1202 году под
покровительством папы римского Иннокентия III и рижского епископа Альберта
возник духовно-рыцарский Орден "Христова воинства", объединивший в
своих рядах профессиональных воинов, носивших длинные белые плащи с
изображением алого креста и меча. Крест символизировал благочестивые намерения,
а меч - символ борьбы с язычниками и неверными. Отсюда второе название - Орден
меченосцев. Завоевателям Альберт обещал прощение всех грехов и земельные
владения на отвоеванной территории. Он ежегодно набирал в Германии новых воинов
из числа разорившихся дворян и рыцарей, жаждущих обогащения. Так вблизи южных границ Эстонии возникла
мощная военная сила, в которую входили католическая церковь, Орден меченосцев,
покоренные и обращенные в христианскую веру ливы и латыши. В 1208 году
объединенные силы завоевателей впервые вторглись в Южную Эстонию. Автор
"Ливонской хроники" Генрих Латышский, очевидец и участник этих
событий, писал: "...Они нашли мужчин и женщин, и детей в своих домах во
всех деревнях и местах и убивали тех, кого они нашли, с утра до вечера... пока
уставшие руки уже стали бессильны от большого избиения народа". Так
воплощались в жизнь "благочестивые намерения" крестоносцев. Такому же
опустошению была подвергнута земля Уганди, а укрепленное городище Отепя предано
огню. Эсты, в свою очередь, совершили успешный ответный поход. Взаимные отдельные набеги переросли в
состояние многолетней кровопролитной войны. В 1210 году эстонская дружина
одержала победу на реке Юмере в Северной Латвии над попавшими в засаду немцами,
ливами и латышами. В 1211 году широкую известность в Эстонии
получило имя старейшины земли Сакала Лембиту, который вместе со старейшиной
Меме совершил удачный поход на латышей и ливов. В феврале 1217 года эстонские
дружины из Сакала и Харьюмаа совместно с русскими осадили и взяли захваченное
Орденом городище Отепя, разгромили 3-тысячное войско под командованием магистра
Ордена Волкуина и изгнали крестоносцев из пределов Эстонии. После победы под Отепя Лембиту стал объединять
все эстонские мааконды на совместную борьбу против общего врага. Он решил
совершить доселе небывалый поход на Ригу, сокрушить Орден, уничтожить
епископство и изгнать немцев-крестоносцев из Риги навечно. По призыву Лембиту
для участия в этом походе в 25 километрах севернее Вильянди, на берегу реки
Навести, собрались дружины из Сакала, Харьюмаа, Ярвамаа, Рявала, Вирумаа и
других мест, всего около 6000 человек. Не выступили в поход угаласцы, они в
большинстве своем уже были обращены в христианскую веру и не решались выступить
против епископа и Ордена. Также не пришли островитяне и обещанное подкрепление
русских из Новгорода. Лембиту со своими сподвижниками встречал
каждую новую дружину. Со старейшинами он обменивался крепкими мужскими
рукопожатиями, знакомых обнимал. Потом обращался к прибывшим воинам-крестьянам,
приветствуя, призывая и воодушевляя их на борьбу со смертельным врагом. Лембиту
не был речист, но умный был и хорошо знал душу эстонца. Знал, что слово
"isamaa" (отечество, родина) даже робкого делает храбрым. Потом у тлеющего костра Лембиту говорил
со своими дальними родственниками. Давно не виделись. Яан пришел с дружиной из
Вирумаа, был он молод, еще не женат. Лембиту поинтересовался его вооружением.
Оно состояло из длинного копья с железным наконечником, меча, добытого отцом когда-то
в бою, и щита из толстой кожи. Щит был добротно сработан самим Яаном. Под
седлом конь, не скакун, конечно, но довольно справный, в поход взятый прямо от
сохи. Другого родича звали Вольдемаром. У него
в дополнение ко всему был хороший лук со стрелами, тоже когда-то добытый в бою.
Лембиту заметил: "Оружие делает руку воина длиннее". Разговор у
костра был недолгим, порасспрашивали друг друга про родных, знакомых, да про
урожай минувшего лета. Наступала ночь. Не мог знать Лембиту, что следующую
встречать ему уже не суждено. Когда до Риги долетела весть о походе
Лембиту, рыцари быстро собрали войско, усилили его крещеными ливами, латышами и
ускоренно двинулись навстречу эстам. Битва произошла 21 сентября 1217 года, в
день святого Мадиса, в 10 километрах от Вильянди, около местечка Пярсти. Это
было крупнейшее сражение за всю войну. Схватились в битве две великие силы.
Одна - привыкшая к сохе и серпу, и лишь по несчастью надевшая военное
снаряжение. Другая - жестокая, коварная и злая, убивающая, покоряющая, берущая
в плен, после себя оставляющая трупы да пепел. Отважно бились участники сражения, много
храбрых воинов полегло на поле брани с той и другой стороны. Только храбрость -
храбрости рознь. Храбрость защитника отечества - добродетель, но храбрость
захватчика и завоевателя - несчастье. Бой для эстов начинался довольно успешно,
эстонские дружины одолели и ливов, и латышей, но в решающий момент их боевые
порядки рассек железный бронированный клин рыцарского войска. Стало ясно, что
враг побеждает. Нужно было спасать свои дружины. Над ширью поля зазвучал сигнал
рога к отходу. Сам же Лембиту и его лошадь к этому времени были ранены и
оказались в кольце врагов. Даже лежа на земле, он продолжал биться. Поздние
луговые травы обагрились его алой кровью. Спешившие на выручку сакаласцы
опоздали, они нашли лишь обезглавленное и ограбленное тело вождя. Эсты потерпели жестокое поражение,
оставив на поле боя более 1000 своих сынов, погибли старейшины, возглавлявшие
сопротивление. Голова Лембиту в качестве победного трофея крестоносцев была
доставлена в Ригу. Не вина, а беда Лембиту в том, что злая сила победила, что
не удалось отстоять независимость своего отечества. В этой битве Орден тоже понес
значительные потери, стало ясно, что одолеть эстов окончательно будет нелегко,
своих сил не хватит. Епископ и Орден были вынуждены призвать на помощь Данию и
Швецию. Судьба Эстонии была предрешена. Враги со всех сторон набросились, как
стервятники, на разоренную и обескровленную Эстонию. Ночь черная, горе великое
пали на бедную эстонскую землю и ее народ. *** Уходят в прошлое столетие за столетием. В
25 километрах к северу от Вильянди на берегу реки Пала (ныне река Навести) до
нашего времени сохранилось высокое земляное основание городища Леоле (ныне
Лыхавере), где жил когда-то Лембиту. 21 сентября 1969 года там был открыт
монумент из глыб красного гранита в память освободительной борьбы древних
эстов. А в соседнем городе Сууре-Яани установлен
скульптурный памятник Лембиту работы эстонского скульптора Амандуса Адамсона.
Вождь ранен, истекает кровью, но даже лежа противостоит врагу, захватчику.
Родная земля придает ему силу. В свой смертный час слабеющей рукой Лембиту
поднимает вверх заветный, защитный меч. Жизнь покидает тело и отходит в небытие
- это начало бессмертия. Прекрасен образ незабвенного защитника отечества,
народного героя. Он вдохновляет потомков. По материалам www.las-flores.ru
|