Борис Семенович
Якоби. "Северная пчела": "Господин Якоби, сверх учености,
отличный человек..." 8 августа 1839 года в Петербурге по Неве
шел катер-"электроход" с 14 пассажирами на борту. При сем
присутствовали многие зрители и высокопоставленные должностные лица. Катер
прошел со скоростью 4 км/час вверх против течения 7 км и столько же вниз по
течению. Диковинность этого зрелища состояла в том, что впервые в мире движение
катеру придавал магнитоэлектрический двигатель, изобретенный Борисом
Семеновичем Якоби. Источником энергии была батарея гальванических элементов.
Это значительное событие в технике того времени стало известно всему миру,
широко освещалось в мировой печати. Газета "Северная пчела",
издававшаяся в Петербурге, писала 27 сентября 1839 года: "В средние века
фанатики сожгли бы г-на Якоби, а поэты и сказочники выдумали о нем легенду, как
о Фаусте. В наше время мы не сожжем его, а согреем чувством признательности за
его полезные труды и вместо легенды скажем правду, а именно, что г-н Якоби,
сверх учености, отличный человек во всех отношениях, и что наука вправе от него
надеяться на многое, потому что в нем нет педантства, а (есть) истинная
пламенная страсть к наукам и столь же пламенное желание быть полезным
гостеприимной и благодарной России". В следующем 1840 году Б.С.Якоби выступил с докладом об итогах испытания на
съезде Британской ассоциации естествоиспытателей, где присутствовали ученые
всего мира.
Мориц Герман (в России Борис Семенович) Якоби родился 9 сентября 1801 года в г.
Потсдаме в высокообразованной семье немецкого коммерсанта. По окончании местной
гимназии Мориц в 1821 году поступил в Берлинский университет, но через год
перевелся в старейший в Германии Геттингенский университет. Закончил его в 1823
году по физико-техническому факультету. Много времени, сил и энергии отдавал
самообразованию.
После окончания университета Якоби в течение нескольких лет руководил
строительством зданий в Потсдаме. В 1829 году получил диплом на звание
архитектора. В 1833 году Якоби переехал в Кенигсберг, где увлекся
электричеством и магнетизмом. Уже в следующем году им была построена
действующая модель электромагнитного двигателя. На его испытании в числе
присутствующих был академик В.Я.Струве, который в то время являлся профессором
Дерптского университета, директором Дерптской и Пулковской астрономических
обсерваторий.
Демонстрация произвела сильное впечатление на ученых мужей, стало ясно, что
молодой ученый сделал ценнейшее открытие, что у его изобретения большое
будущее. Продолжение изысканий требовало средств, а их у Якоби не было. Он
писал: "В Германии я не мог продолжать свои опыты и даже должен был
прекратить их на время".
Тогда академик В.Я.Струве, высоко оценив талант Якоби как перспективного
ученого, предложил ему должность профессора в Дерптском университете. Якоби
принял предложение с "величайшей радостью". В сентябре 1835 года
Якоби переехал в Дерпт, где в течение двух лет работал много и плодотворно. В
Париже, Потсдаме и Петербурге публикуются его статьи об электромагнитных
двигателях, о свойствах электромагнитов, о новых гальванических элементах.
Высоко оценив исследования Якоби, Петербургская Академия наук предложила ему
переезд и работу в столице. В августе 1837 года Якоби переехал в Петербург. В
1839 г. его избрали адъюнктом, в мае 1842 г. - экстраординарным и в августе
1847 года - ординарным академиком Петербургской Академии наук. В этом городе он
прожил почти 37 лет, это был наиболее плодотворный период его жизни.
Б.С.Якоби продолжал работы по усовершенствованию электродвигателей. Он открыл
технический способ электролитического покрытия одного металла другим. Этим
способом стали делать клише для печатания государственных бумаг, в т.ч.
денежных знаков. Этим способом была осуществлена позолота куполов Храма
Спасителя в Москве, Исаакиевского собора, Петропавловского собора, на что было
израсходовано 45 пудов 32 фунта золота. 6749 пудов меди пошло на покрытие
статуй и барельефов Эрмитажа, Исаакиевского собора, Зимнего дворца,
Петропавловского собора в Петербурге и Большого театра в Москве.
В 1840 году изобретателю была присуждена Демидовская премия в размере 25 000
рублей, а в 1867 году на Парижской выставке - большая золотая медаль и премия.
В 1872 году он активно участвовал в качестве русского делегата в работе
Международной комиссии по установлению единой международной системы мер и весов
и был председателем этой комиссии. Им предложен принятый теперь в науке метод
определения силы электрического тока путем осаждения серебра из раствора
азотнокислого серебра. Он изобрел несколько типов телеграфных аппаратов, в т.ч.
буквопечатающих, соединил телеграфной линией (с подземной прокладкой проводов)
Зимний и Царскосельский дворцы.
Во время Крымской войны, так как ожидалось нападение англичан на Петербург,
Б.С.Якоби руководил постановкой мин на подступах к Кронштадтской крепости. Им
был придуман способ подрыва мин на расстоянии электрическим током.
Им изобретены гальванометры новых типов, приборы для измерения плотности
жидкостей с различным удельным весом, реостат, который он назвал ртутным
вольтаметром.
Однако некоторые важные исследования ученому завершить не удалось. Уже в 1870
году у него обозначились сердечные приступы, в 1872 году они усилились. Болезнь
прогрессировала, он слег. В ночь с 10 на 11 марта 1874 года Борис Семенович
Якоби скончался. Он жил наукой до своего последнего часа, накануне смерти
готовил к печати свою последнюю статью об аккумуляторной батарее.
Умирая, ученый был вынужден обратиться к правительству с просьбой не оставлять
в нужде его семью, поскольку сам он не имел ни состояния, ни сбережений.
Академик Борис Семенович Якоби имел лишь одно достояние - беззаветное служение науке.
Он был выдающимся ученым, талантливым изобретателем и остроумным конструктором.
По материалам www.las-flores.ru
|