Не говори с
тоской: их больше нет, Но с
благодарностью: были. В.АЖуковский 9 августа 1913 года Нарва получила богатый дар
от своих сограждан - состоялось торжественное открытие Городского музея С.А. и
Г.А. Лаврецовых. На открытии присутствовал сам петербургский губернатор граф
А.В. Адлерберг и другие официальные лица. Нарва в то время входила в состав
Петербургской губернии. Открываемый музей освятил епископ нарвский Никандр. Это
было далеко не рядовое событие, поскольку открываемый музей был признан одним
из лучших и самых богатых провинциальных музеев Российской империи. Он
располагался в красивом двухэтажном здании на Рыцарской улице в доме 104, в
старинном центре города.
Самих создателей музея и виновников торжества Сергея Антоновича Лаврецова и его
жены Глафиры Александровны к моменту открытия в живых уже не было.
Сергей Антонович родился в 1824 году в Петербурге. Он выходец из купеческой
семьи. Полтора года обучался наукам у дьячка, все остальное постиг
самообразованием. К торговле приобщился с 9 лет, когда стал помогать отчиму. В
14 лет поступил на службу и занимался винным откупом в Петербургской и
Московской губерниях.
В 26-летнем возрасте молодой коммерсант поселился в Ямбурге, где начал
собственное дело, а потом его местом жизни и деятельности стала Нарва. Здесь он
основал ректификационный и водочный завод, просуществовавший до 1898 года,
когда была введена государственная винная монополия.
Сергей Антонович был известен как выдающийся коммерсант и предприниматель,
человек безупречной репутации и чести. Он с презрением относился к наживе и
стремлению "делать деньги". Коммерцию и предпринимательство считал
работой, которая позволяет зарабатывать средства и частью употреблять их на
пользу обществу, городу. Сам большой труженик, он не терпел тунеядства и
мотовства. Сергей Антонович пользовался большим уважением среди деловых людей и
горожан, многие годы был гласным думы Ямбурга и Нарвы.
Первое упоминание о благотворительности и патриотическом поступке С.А. Лаврецова
относится ко времени Крымской войны, когда военный министр объявил ему
благодарность за то, что он "пожертвовал 2955 нижним чинам 4-го учебного
стрелкового полка при выступлении их 11 и 27 октября 1855 г. из крепости Нарвы
по чарке вина и по булке белого хлеба на каждого человека".
Позже С.А. Лаврецов оказывал денежную помощь малообеспеченным учащимся и
студентам. Обществу призрения бедных он подарил участок земли и сам руководил
строительством здания. В 1902-1904 годах Нарва получила новый богатый дар - "Городскую
амбулаторию и родильный покой имени С.А.Лаврецова", построенные на
средства дарителя. Строительство обошлось в 30 000 рублей, и еще был выделен
капитал в 10 000 рублей, на проценты с которых обеспечивалось содержание комплекса.
В те годы в Нарва-Йыэсуу строился православный храм в честь Св. Владимира. С.А.
Лаврецов участвовал в финансировании строительства и на свои средства приобрел
для храма колокола.
В 1902 году городу Нарве была завещана собранная им художественная коллекция и
собственный дом на Рыцарской улице с целью создания там городского
художественного музея. На его содержание был выделен капитал в 25 тысяч рублей.
В завещании указывалось на общедоступность музея и плату "сколь возможно
незначительную", не более 15 копеек с посетителя.
Верной сподвижницей и незаменимой помощницей мужу в деле коллекционирования и
создания музея была его супруга Глафира Александровна, урожденная Поленова. Она
тоже происходила из купеческой семьи и была на 27 лет моложе мужа.
После смерти Сергея Антоновича 1 августа 1906 года все заботы по созданию музея
и продолжению благотворительности легли на плечи Глафиры Александровны. Она на
6 лет пережила мужа и скончалась в феврале 1913 года. Похоронены супруги на
ивангородском кладбище, где хоронили в то время православных жителей Нарвы -
"оттуда Россия лучше видна...".
К моменту открытия музея 9 августа 1913 года его фонд насчитывал около 8000
экспонатов. Самой ценной частью его была коллекция русского искусства -
картины, гравюры, скульптуры (около 1000 экспонатов). Древнерусская живопись
была представлена 50-ю иконами. Большую ценность имели портреты Петра I,
Екатерины II, Петра III, Екатерины I. Музей располагал картинами кисти И.К. Айвазовского
("Пролив Босфор ночью", "Буря на Черном море", "Остров
Капри", "Морской пейзаж"), Л.Ф. Лагорио ("Вид Ялты",
"На берегу озера" и др.), И.И. Шишкина ("Лес") и др.
Значительную часть фонда музея составляли произведения иностранных, а также
эстонских художников.
Свое существование Лаврецовский музей прекратил в годы второй мировой войны,
когда здание музея было разрушено, большинство экспонатов в 1941 году было
вывезено в блокадный Ленинград, оставшуюся часть увезли немцы в 1944 году.
После войны в Нарву возвратилась лишь часть экспонатов, большинство из них
нуждаются в реставрации. В Нарвской картинной галерее в настоящее время
демонстрируется около 40 картин из лаврецовского наследия, из них 12 - это виды
Нарвы, Ивангорода, Кренгольма, Нарвского замка.
Идут годы, десятилетия. Нарва помнит добрые дела своих замечательных сограждан
Сергея Антоновича и Глафиры Александровны Лаврецовых. В 1913 году Городская
дума Нарвы постановила в знак благодарности заказать портрет С.А. Лаврецова и
выставить его в городской ратуше в зале думских заседаний. Так было, может так
будет? С добрым делом не опоздаешь. С портрета смотрит на потомков мудрый
пожилой человек. Время посеребрило голову и окладистую бороду. Лицо усталое и
печальное - близок закат жизни. В проницательных глазах вопрос: "Что стало
с моим наследием-даром?" По материалам www.las-flores.ru
|