Густав Эрнесакс: "Уста поют, а сердце беспокойно" Очень своеобразен эстонский народ. Дорогу
к независимости многие нации прокладывали с оружием в руках. А эстонцы нашли
свой особый мирный путь к независимости - через "поющую революцию". Летом 1988 года на певческом поле Таллинна проходили массовые манифестации за
восстановление независимости Эстонии. На этих мероприятиях хоры исполняли
народные, патриотические песни.
Однажды во время исполнения песни композитора Густава Эрнесакса на слова Лидии
Койдула "Моя Отчизна - любовь моя" все зрители на певческом поле
встали и запели вместе с хором. А было там более 100 тысяч человек.
Патриотическая песня объединила людей, указала цель и вдохновила на борьбу. Это
было начало "поющей революции". Оказывается, иногда песня в устах
народа сильнее оружия.
Густав Эрнесакс родился 12 декабря 1908 года. В семье любили пение. Юный Густав
играл на фисгармонии и с удовольствием участвовал в домашних концертах. В
15-летнем возрасте он поступил в Таллиннскую консерваторию.
Дирижирование, практика работы с хорами расширяют творческие возможности
композитора. Его песня "Эй, мужики, по домам!" уже после первого
исполнения сразу была включена в программу Певческого праздника 1938 года. А
годом раньше Эрнесакс начинает преподавать в консерватории.
Началась война. Дорога на восток. Солдатский строй. Но уже весной 1942 года
Эрнесакс в Ярославле, где создавались Государственные художественные ансамбли
Эстонской ССР. Он становится дирижером смешанного и мужского хоров. Начались
многочисленные выступления.
В репертуар хоров включаются только что написанные им песни "Из ночи снова
встанет день", "Моей Эстонии земля святая", "Моя Отчизна
- любовь моя" и другие. Всего за это время было написано около 20 песен.
Рождение песни он описывает так: "Композитор задает форму, в которую
хормейстер вливает драгоценный звонкий металл души певца. Из остывшего металла
колокол не отольешь".
Наконец война покинула Эстонию, ноги ступили на родную землю. Позже маэстро
вспоминал: "При виде этих руин с погасшими окнами у меня возникло
ощущение, будто передо мной стоит ослепленная, с выколотыми глазами, вся
Эстония".
Нужно было восстанавливать и развивать эстонскую национальную культуру, успеть
везде. Он преподает в консерватории, восстанавливает хоры, руководит первым в
Эстонии профессиональным Государственным академическим мужским хором ЭССР,
готовит первый послевоенный Певческий праздник. Он - член правления Союза
композиторов и организатор певческих праздников. На Певческое поле он обычно шагал
в общей колонне и считал, что "за песнями нужно ходить пешком".
Творческое наследие композитора насчитывает несколько сотен произведений
хоровой музыки, написанных для мужских, женских, детских и смешанных хоров.
Песни для мужского хора: "Эй, мужики, по домам", "Зимнее
одиночество певца", "Вечер на берегу", "Зов",
"Новогодний козел", "Волна поднимается", "Новый год
настает". В репертуаре женских хоров мы обязательно найдем песни
"Незабудка", "Ласточка", "Как белая чайка",
"Юная весна", "Этот голос далекий". В репертуар смешанных
хоров входят "День поет в цветах", "Жатвенная",
"Холод", "Белой тартуской ночью".
Всего же он создал не одну сотню произведений хоровой музыки, и они
десятилетиями не сходили с концертной эстрады. Здесь есть сочинения для любого
типа хора, от лирических или юмористических малых форм до таких крупных
вокально-симфонических произведений, как поэмы "Девушка и Смерть",
"Таинственный трубач", "Поэма о весне", сюиты "Как
живут рыбаки" и "Песни Иванова дня", кантаты для Певческого
праздника "Из тысяч сердец", "Песня, расправь крылья",
"Хорам, покидающим певческую эстраду". Не забыл композитор и самых
юных певцов, написав для них много песен, которые объединены в сборники,
названные именами эстонских певчих птиц в порядке их прилета:
"Снегирь", "Жаворонок", "Ласточка",
"Соловей". Кроме этого Эрнесакс написал около двадцати романсов,
музыку к спектаклям и кинофильмам.
Почти 40 лет каждое утро Эстонии начиналось Гимном ЭССР, музыку которого
написал Г.Эрнесакс. В своем песенном творчестве он сохранил эстонские песенные
традиции и талантливо развил их.
Оперное наследие композитора включает оперы "Пюхаярв", "Берег
бурь", "Рука об руку" и другие. Как педагог Таллиннской
консерватории профессор Г.Эрнесакс соединил в себе теоретика, практика и
творца. Ученикам было у кого и чему учиться.
Свой жизненный и творческий опыт Г.Эрнесакс изложил в книгах: "Уста поют,
а сердце беспокойно", "Так времени крутилось колесо",
"Зов", "Волна поднимается" и "На песенных дорогах".
24 января 1993 года на 85-м году жизни перестало биться сердце маэстро,
патриарха эстонской песни, талантливого сына эстонского народа Густава
Эрнесакса.
Он продолжает жить в делах своих учеников, в сочиненных им музыке и песнях, в
богатом духовном наследии, оставленном своему народу.
По материалам www.las-flores.ru
|