Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Экономика и бизнес [107]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Экономика и бизнес » Экономика и бизнес

Билет на Восточный экспресс
Владимир Юшкин. Фото: ScanpixХватит возить через речку уголь, мировые тренды предлагают другие возможности заработать. Для того, чтобы прицепить свой вагон к набирающему обороты Восточному экспрессу, директор Балтийского центра российских исследований Владимир Юшкин советует на китайские деньги создать в Эстонии инновационный центр, где бы работали ученые из Европы, Эстонии и России.

Когда 4 октября 1883 года бельгийский энтузиаст железнодорожного дела Жорж Нагельмакерс, отправлял в первый рейс от платформы Страсбургского вокзала в Париже Orient-Express, он, наверное, ощущал себя всего лишь первооткрывателем прямого пути из сердца Европы на Восток.

Он не мог и представить, что через столетие на Восток начнут перемещаться базы предприятий обрабатывающей промышленности и огромные капиталы. Да и сам центр развития глобальной экономики переместится в Азию. И это движение станет столь мощным, что и на Восточный экспресс XXI века не все сумеют купить билет.

Китай, этот локомотив Восточного экспресса, сегодня набрал такую экономическую мощь, что стал одной из самых значимых держав современного мира. По уровню ВВП за 2010 год (5,88 трлн. долларов) Китай смог опередить Японию (5,47 трлн. долларов) и выйти по объемам экономики на второе мес­то в мире после США.

За тридцать лет упорных экономических реформ страна с колоссальным населением, где люди ездили преимущественно на велосипедах, не имевшая развитой инфраструктуры и в индустриальной сфере, и в сельском хозяйстве, реально сталкивавшаяся с проблемой нехватки продовольствия, превратилась в одну из ведущих по экономическому развитию стран мира.

Столь ощутимый рывок Китай сумел сделать в середине первого десятилетия нового века.
К 2040 году Китай планирует обеспечить годовой доход на душу населения — более 20 000 долларов, уровень распространения высшего образования — свыше 80% населения, а среднюю продолжительность жизни — до 80 лет.

Тормоз Вестингауза 

Конечно, не все пассажиры Восточного экспресса чувствуют себя уютно. США, например, задолжали Китаю 900 млрд. долларов. Это при том, что международные резервы Центрального банка КНР составляют 2,85 трлн долларов.

Общий государственный долг стран ЕС составляет 8 трлн. 600 млрд. евро, их них облигации на сумму около 900 млрд. удерживаются КНР. Кроме того китайское правительство скупает долги по всей Европе — в Афинах, Лиссабоне, Мадриде и Дублине.

По некоторым оценкам, Пекину принадлежит уже более 7% европейских госдолгов на сумму около 630 млрд евро.

Россия в Восточном экспрессе разместилась не в вагоне класса «люкс», а в сидячем. Несоизмеримыми с другими пассажирами оказались численность населения, объем ВВП, темпы роста.

Кроме того, Программа сотрудничества России и Китая (2009–2018), по оценке российских экспертов, поражает своим почти колониальным форматом. Практически все проекты, которые будут осуществляться на территории России, основаны на добыче сырья, а перерабатывающее и производящее производство будет создаваться в Китае.

Эстонский вагон к Восточному экспрессу еще не прицеплен. Но, не остановив поезда, его и не прицепить. Единственный способ — дернуть за ручку тормоза Вестингауза. Но как дотянуться до этой ручки?

Симплонский туннель

Главная тема в эстонской симфонии бизнеса — тема моста. Нарвского моста. При этом главные и побочные партии симфонии различны по тематическому материалу (уголь, нефть, бензин, древесина), но во многом схожи по характеру музыки — непрерывные модуляции в разные тональности стука вагонных колес.

Транзитный бизнес Эстонии вызывает уважение. Действительно, за последние двадцать лет из России на Запад было вывезено огромное количество природного капитала (угля, нефти, мазута, древесины). И именно трудолюбие эстонцев мобилизовало Россию строить балтийские порты, чтобы «не кормить больше Прибалтику».

А чем в это время занимались США и Европа? У них ведь нет Нарвского моста? И именно отсутствие моста мобилизовало их построить «Симплонский туннель», чтобы возить через него малогабаритные и хрупкие российские грузы — человеческий капитал. За те же двадцать лет США, Израиль, Великобритания и Германия вывезли из России 70-80% математиков и 50% физиков-теоретиков, работающих на мировом уровне.

Сегодня из 100 наиболее квалифицированных российских ученых в области естественных наук более половины постоянно работают за границей. В американской Силиконовой долине работают около  20 000 ученых из бывшего СССР.

В Чикаго живет и трудится с 1991 года нобелевский лауреат по физике Алексей Абрикосов. В Манчестерском университете трудятся нобелевские лауреаты 2010 года по физике россияне Андрей Гейм и Константин Новоселов.

Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что за последние годы Россию покинули 1 млн 250 тысяч человек. Эти цифры сопоставимы с самой большой эмиграционной волной в истории страны, случившейся после октябрьского переворота 1917 года. Тогда уехали два миллиона человек.

Убаюканный стуком вагонных колес, эстонский предприниматель просто не заметил трансакции человеческого капитала, поскольку пока не воспринимает науку как некий бизнес по производству знаний, когда знания обмениваются на деньги. И времени, чтобы разоб­раться в этом механизме, остается все меньше — «Симплонский туннель» работает на полную мощность.

Заведующий лабораторией Института молекулярной генетики и Института биологии гена Российской академии наук, профессор Университета Ратгерса (США) Константин Северинов недавно заметил: «За последние три года у меня защитились десять человек, и все они уехали на Запад, за исключением одного, который сейчас очень жалеет, что остался. Они работают в Йеле, Гарварде, Имперском колледже».

Китайская мудрость

«Видишь ветер — меняй направление» — эта мудрая китайская пословица советует менять тактику, чтобы обойти трудности.

До сих пор Китай засыпал мир своими недорогими товарами. На протяжении долгих лет китайцы впитывали знания, как губка, обучаясь у международных предприятий.

Однако эта стратегия сейчас показала пределы своей эффективности. Китайцы осознали опасность слишком большой зависимости от иностранных рынков. Поэтому сейчас власти одержимы только одной идеей: как можно быстрее выйти на международные стандарты и перейти к более качественному производству.

Для этого Китай к 2020 году планирует довести расходы на научно-исследовательские работы до 2,5% от ВВП, войти в первую пятерку стран по числу выдаваемых патентов и по числу ссылок на научные публикации, а также занять лидирующее положение в науке и технике.

Но как осуществить в кратчайшие сроки столь мощный инновационный рывок?
Во-первых, Китай скупает все больше западных предприятий. Деньги не проблема, китайцы могут скупить все предприятия, составляющие фондовый индекс NASDAQ, если они этого захотят.

Во-вторых, Китай создает инновационные центры в Европе и по всему миру. В-третьих, Академия наук Китая планирует в течение ближайших пяти лет пригласить к себе из зарубежных стран 1500 ученых, включая 600 выдающихся специалистов.

Таким образом, мы видим два очень благоприятных для Эстонии мировых тренда. С одной стороны, Китай медленно, но очень целенаправленно, движется к инновационному государству мирового уровня. С другой стороны, талантливые российские ученые и технические специалисты непрерывно уезжают на Запад. Причем процесс отъезда будет усиливаться вместе с усилением авторитарного режима в России.

Мудрая китайская пословица «Видишь ветер — меняй направление» придумана как будто специально для эстонцев, живущих в первой четверти XXI века. Применительно к местной ситуации она звучит так: «Хватит возить через речку уголь, ищи другие возможности заработать».

Иными словами, у Эстонии есть шанс соединить эти оба мировых тренда. Оптимизма добавляет и тот факт, что эстонцы очень похожи на китайцев.

Конфуцианство как культ ученос­ти на генетическом уровне привило китайцам сознание, что единственный канал социальной мобильности — образование. Хочешь подняться выше по социальной лестнице — будь лучше образован.

Сложная национальная история установила генетический переключатель у эстонцев в ту же самую позицию, что и у китайцев. В эпоху перехода к экономике знаний — это колоссальное преимущество. Было бы глупо этим не воспользоваться.

«Скачущему на тигре трудно слезть». К сожалению, эта китайская мудрость не отвечает на вопрос, как запрыгнуть на спину этого тигра. Иными словами, как прицепить эстонский вагон к Восточному экспрессу.

Эстонский вагон

Думается, что следует исходить из следующей логики. Ученые из России будут уезжать. Китай будет «охотиться» за каждой умной российской головой. Между этими двумя суждениями скрыто одно важное противоречие.

Российскому ученому психологически очень трудно уехать в Китай — другая цивилизация со всеми вытекающими нюансами (ментальность, иероглиф, палочки для еды).

Даже уезжая на Запад, например, в Америку, россияне пушут знакомым: «Это не я уехал из страны, это страна уехала от меня». Чувствуете, как не хочется уезжать, как хочется быть рядом с опять заблудившейся в пути Россией.

Думается, что оптимальной моделью, которая устроила бы и россиянина, и китайца, и эстонца, был бы инновационный центр в Эстонии, созданный китайским инвестором, где бы трудились российские, эстонские и европейские ученые.

Для реализации такой модели, Эстония обладает всеми небходимыми компонентами: высокий индекс экономической свободы; привлекательный инвестиционный климат; благоприятный предпринимательский климат; высокий уровень личной безопасности граждан и бизнеса; активная и компетентная элита.

При этом Эстония для российских ученых привлекательнее Китая близостью к родине и привычной европейской ментальностью. Эстония привлекательнее России для китайских инвесторов в силу всех названных параметров инвес­тиционного климата и близостью к европейским научным центрам.

Ноу-хау Эстонии должно состоять в умении привлекать российских ученых к такому международному сотрудничеству.
Инновационный центр в Эстонии изобретать не надо. Он может быть похож на Чжунгуаньцунь — базовый инновационный центр Китая, который был создан исследователем Чэнь Чуньсяном в
1980-х­ годах прошлого века. Но уже в 1986 году в Чжунгуаньцуне были открыты около 100 компаний освоения. Сегодня же здесь более 8000 предприятий.

Инновационный центр в Эстонии может быть похож на биопарк Генополь (Франция) — инкубатор биотехнологических компаний. В 2009 году в инкубаторе было 27 предприятий. Их суммарный рис­ковый капитал — 224 млн евро.

Сравните с валютными резервами Китая размером в 2,85 трлн долларов. С 1998-го по 2009 год этими компаниями зарегистрирован 681 патент. В среднем в год из инкубатора выходят десять фирм — десять современных бизнесов в год.

Если эстонским бизнесменам надоест, наконец, возить через речку уголь, тогда, опираясь на эстонскую предприимчивость и китайские деньги, привлекая человеческий капитал из Эстонии, России и Европы, будет подготовлена почва для становления в Эстонии шестого технологического уклада и возвращения на родину эстонских «мозгов».

Владимир Юшкин
www.rus.postimees.ee

Категория: Экономика и бизнес | Добавил: shepot (20.06.2011)
Просмотров: 1252 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:Юшкин, Китай, транзит, Восточный экспресс, мировые тренды, ноу-хау, инновационный центр, наука, Симплонский туннель
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 29.11.2024, 15:27
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100