В
Эстонии начат выпуск российских бронированных внедорожников «Комбат».
Машинами уже заинтересовались в Германии и Нигерии, эстонские и
российские спецслужбы и вип-персоны к «русскому хаммеру» пока только
присматриваются.
Кризис – не только время краха, но и тот самый золотой период, когда
закладываются основы будущего бизнеса: идеи, переговоры, стадия
подготовки и возведения производственной базы.
Идея должна не просто осенить, к ее реализации важно подойти с
умом. Понять, что будет котироваться завтра, проверить, насколько
плотен строй конкурентов. Но самое главное – запастись терпением. «Я
давно понял, что всякая идея должна "вылежаться". Всему свое время», –
считает Геннадий Лазурин,
член правления Combat Armoring Group AS– предприятия, которое войдет в
историю страны уже потому, что благодаря его продукции Эстония получила
свой собственный VIN-номер для автомобилей.
VIP-персоны есть, а VIP-машин не было
Машины с нуля в Эстонии не производят. Есть предприятия, которые
переоснащают и переделывают уже собранные в других странах автомобили.
Так, к примеру, кареты cкорой помощи, которые мы ежедневно видим на
наших улицах, практически перекраивают в нашей стране из обычных
микроавтобусов Mercedes: укрепляют раму, оснащают современной системой
кондиционирования, устанавливают медицинское оборудование, которое
превращает машину в мини-операционную на колесах.
Примерно то же самое пытались делать раньше с броней, поскольку
своего производства не было, а определенные структуры и VIP’ы, которым
нужен защищенный автомобиль, имеются.
«Combat производят в России с 2004 года. Машину придумал и
сконструировал питерский изобретатель Дмитрий Парфенов, тот самый,
которому на заре перестройки, когда Парфенов прославился на весь Союз,
придумав автомобиль "Лаура", Михаил Сергеевич Горбачев обещал создать
специальное КБ и цеха. КБ создали, но на том дело и заглохло», –
рассказал Лазурин.
По части придумки российские ученые славятся на весь мир. Проблема
в реализации идей, препонах, возникающих на уровне подготовки изделия,
и банальной бюрократии, в которую может упереться любой гений.
Питерский завод наладил выпуск бронированных джипов, но тут же возникла
проблема доставки комплектующих. Купить броню в Германии, заказать
платформу в США – довольно просто, сложнее все это протащить через
границу. То есть сроки сборки растягиваются на несколько месяцев, что
вряд ли понравится состоятельному заказчику.
В Эстонии организационная часть оказалась проще, к тому же здесь
сборка выполняется качественнее. «Ну, в общем, у коллег есть такая
проблема. Когда нас учили питерцы и смоленские,
нам потребовалось два месяца, чтобы уговорить их не подгонять детали
на глазок, когда есть чертежи, программы и станки», – смеется наш
собеседник.
Не стало дело и за специалистами. Была команда грамотных технарей,
специально доучили бригаду сварщиков, которые теперь имеют сертификаты,
позволяющие заниматься сваркой брони. Да и страну «продвинули» не
только в плане производства собственных бронемашин, которые можно
использовать и для военных, и для мирных нужд (машина может быть и
военным броневиком, и средством передвижения VIP-персон, и сейфом на
колесах). Теперь у Эстонии есть официальный VIN-номер
страны-производителя автомобилей.
Сейчас на заводе работают 18 человек. Хотя для сборки одного
броневика нужно более полусотни специалистов. Элементы отделки салона и
пластиковые детали завод заказывает еще у четырех эстонских фирм.
«Получается, что при производстве каждой машины мы даем работу примерно
60 специалистам», – уточнил Лазурин.
Кожа толстая, ноги быстрые
Combat – это броневик по своей сути, получивший в России прозвище
«русский хаммер». Это не внедорожник, созданный в мирных целях, а потом
увешанный бронированными листами. Он изначально создается для защиты
своих пассажиров как от пули, так и от мины, взорвавшейся под днищем
автомобиля. Платформа с полной комплектацией заказывается на
General Motors. Пока заказ путешествует по морям-океанам, на заводе
собирают корпус: лазерная резка позволяет добиться филигранной точности
деталей, собирают их в нужном порядке на специальных стапелях. «Корпус
возводится как морское судно, начиная с пола (киля)», – уточнил
Лазурин.
Согласно пожеланию заказчика, выбирается и толщина брони. Ее три
вида. Самая тонкая пластина для так называемого легкого бронирования –
три миллиметра, выдерживает попадание девятимиллиметровой пули. Средний
уровень создают пластины толщиной в шесть миллиметров, которые не
пробивает автомат «Калашникова», а пуля от винтовки Драгунова
отскакивает, как камушек. А тяжелая двойная броня держит удар
бронебойной пули. Причем пластины стоят в два ряда, и со стороны
никогда не скажешь, какой уровень бронирования имеет автомобиль:
толщина пластины уходит внутрь, не меняя внешних габаритов.
Это позволяет создавать и смешанное бронирование, когда вокруг
места, где сидит «очень уважаемый господин», создается своеобразная
капсула, а остальные места защищены менее толстой броней.
«Работая с ООНовцами, мы отметили одну важную закономерность. В
горячей точке без потерь обходится та дипломатическая миссия, которая
имеет защищенный скоростной транспорт», – рассказал наш собеседник.
Стекла тоже бронированные. Толщина стекла зависит все от тех же
пожеланий. Можно установить и 15, и 52 миллиметра, что уже очень
солидно, поскольку дает защиту от бронебойной пули калибра 7,62.
С колесами все просто. Поскольку за счет конструкторской мысли вес
машины удалось удержать в рамках «приличного» (максимальная масса до
пяти тонн), поставить можно, как обычную резину, так и
пуленепробиваемую, которая стоит значительно дороже. Износ такой же как
у обычной резины самого обыкновенного автомобиля.
Важная особенность броневика – его проходимость. Зимой на завод
приезжали латыши, которые захотели протестировать тяжелую машину в
условиях полной, скажем так, непроходимости. Тест записан на видео, и
только возгласы и восторженный хохот гостей заставляет вспомнить, что
авто идет не по обычной слегка припорошенной трассе, а по полю, глубина
сугроба на котором составляла около 60 сантиметров.
Брутальный красавец со спокойным характером
Можно ли уйти на такой машине от преследования? «Машина изначально
создавалась для езды. Ее основная задача – не только защитить от пули,
удара и осколков от бомбы, но и позволить водителю максимально быстро
увезти пассажира из опасной зоны. Она способна развить скорость до 180
километров в час. Можно и больше, но это предел, установленный
производителями колес. А до 100 километров она разгоняется за
10секунд», – пояснил наш собеседник.
И главное, как она это делает! Несмотря на вполне солидный вид,
урчания двигателя почти не слышно – и это при 365-400 лошадках под
капотом. Идет мягко – наши колдобины броневик просто не замечает,
тормозит спокойно и уверенно.
«Это военным нужен транспорт, которого должны бояться уже при его
появлении на горизонте. Наш броневик похож на вполне обычный
внедорожник. Он и не должен с первого взгляда заявлять о своей
необычности. Хотя, если честно, на дороге его уважают. Не подрезают,
держат дистанцию. Ведут себя рядом вполне культурно», – улыбается
Лазурин.
У многих, кто сталкивался с машиной, немедленно возникает вопрос,
нужны ли дополнительные навыки и насколько броневик сложен в
управлении. Умение с ним обращаться требуется, для этого нужны права
категории C, поскольку это все же довольно тяжелая машина, весом более
3500 килограммов. Ну и навыки езды на спецтранспорте, если речь идет о
телохранителях. Впрочем, если заказчик хочет возить свое тело сам,
машина покорится и ему. Покорилась же она мне, женщине.
Все Combat’ы оснащены компьютером, видеокамерами, дающими вид
спереди и сзади, коробкой-автоматом, кондиционером, подушками
безопасности и всем, что нужно в современном комфортном автомобиле.
Немного непривычно расположен рычаг управления коробкой передач. Но
вообще, если у американцев стоит рычаг управления автоматической
коробкой под рулем, нет смысла переносить его вниз, как привычнее
европейцам. Перестраиваешься на такое управление очень быстро, уверяет
представитель предприятия.
С такими солидными машинами не торопятся
Combat – уникальная в своем роде машина. Но, как и всякий гений, он
уже лет десять бьется о быт. С момента изобретения таких броневиков
было выпущено всего 120 штук. Однако только таллиннский завод готов
собирать по 70 броневиков в год – это в идеале, или по 20-30, если с
чувством, с толком, с расстановкой.
Один автомобиль из собранных в Эстонии скоро уедет в Германию.
Договор на солидную партию надеются подписать уже в этом году, и тогда
нигерийская полиция будет пользоваться «русским хаммером». А что же
наши? Тем более что машина стоит вполне пристойно: 145 тысяч евро с
легкой степенью бронирования, 180 тысяч – со средней и 200 тысяч – с
повышенной.
«Наши пока приходят и восхищаются. Были представители полиции,
Министерства обороны. Отметили качество и технические характеристики,
мечтали, как было бы здорово получить такие машины на вооружение», –
рассказал Лазурин.
В России поставить чудо-броневик на конвейер тоже оказалось
непросто. Несмотря на то, что конструктор Парфенов является земляком
президента и премьер-министра России, они до сих пор не знакомы. Машины
уходят за рубеж, хотя и в стране есть кого и для чего возить на
броневиках Combat. «Скажем, президент Ингушетии Юнус-бек Евкуров
подорвался, находясь в бронированной машине. Но от нее же ничего не
осталось. Российская машина сохранила бы ему здоровье и жизнь его
телохранителям», – считает наш собеседник.
Однако коридоры российской власти напоминают лабиринт, и поэтому
контракты заключаются с иностранными заказчиками. В Эстонии пока
складывается аналогичная ситуация. Наши высокие чиновники в восторге от
автомобиля, но сделать решительный шаг не спешат. То ли денег в бюджете
хватает только на «мерседесы-ауди», в крайнем случае – «шкоды», то ли
останавливают иные, неведомые простым смертным причины.
«А мы и не торопимся. Машина найдет своего покупателя. Я в этом уверен», – подвел итог Геннадий Лазурин.