Эстонец стал инициатором глобальных акций протеста
В прошлом году активисты движения Occupy Wall Street («Захвати
Уолл-стрит») задавали тон по всему миру. Их крестным отцом является
эстонец Калле Ласн.
Они сами точно не помнят, кто первый высказал мысль организовать в
Нью-Йорке в южной части Манхэттена мирную акцию протеста против
финансовых воротил Америки и зашедшей в тупик политической системы —
69-летний Калле Ласн, канадец эстонского происхождения, или его идейный
соратник Мик Уайт, который моложе его на 40 лет.
Одно можно сказать наверняка, назвать массовые протесты Occupy Wall
Street предложил именно Ласн, и он же принял решение, когда призвать
народ выйти на улицы — 17 сентября, в день рождения его матери.
Решающая роль
Инициатор протестного движения, начавшегося осенью прошлого года в
парке Цукотти в Нью-Йорке, Калле Ласн родился в 1942 году в Таллинне.
В конце Второй мировой войны его семья на одном из последних судов
бежала из Эстонии в Германию, где оказалась в лагере беженцев.
Пять лет спустя семья переехала Австралию, а сейчас Калле Ласн вместе с
женой японкой живет на небольшой ферме неподалеку от канадского
Ванкувера. Если внимательно слушать интервью, которые он дает, то в его
речи можно заметить небольшой балтийский акцент.
Многие солидные издания, такие как журналы The New Yorker и Vanity Fair
или газета Washington Post, подчеркивают, что Ласн сыграл решающую роль
в организации протестов против глобализации и массового потребления.
(Неоднократные попытки Postimees установить контакт с Ласном, к
сожалению, не дали результата. Издающаяся в Ванкувере газета написала,
что Ласн не горит желанием давать интервью, посвященные движению Occupy
Wall Street, так как не хочет становится «лицом» протестного движения.)
Впервые имя Калле Ласна стало известно общественности в тот год, когда
заговорили о стране его предков, Эстонии, однозначно вставшей на путь
независимости.
Ласн закончил математический факультет университета Аделаиды, работал в
армии Австралии, в годы бума в Японии основал в Токио фирму,
проводившую маркетинговые исследования, что позволило ему заработать
достаточно средств для того, чтобы после переезда в Ванкувер снимать
фильмы и заниматься вопросами охраны окружающей среды.
Снятые им документальные фильмы завоевали более 15 международных
наград. Но когда в 1989 году крупные телекомпании отказались продать
Ласну полминуты рекламного времени для показа роликов, критикующих
автомобильную и лесную промышленность, у него родилась мысль создать
журнал Adbusters (в переводе что-то вроде «разрушитель рекламы»),
направленный против потребительской лихорадки.
К созданию журнала подтолкнул инцидент в торговом центре: для того
чтобы получить тележку для покупок, нужно было бросить в аппарат
25-центовую монету. Протестуя против такого крохоборства, Ласн опустил в
аппарат погнутую монету, выведя аппарат из строя. Сегодня тираж журнала Adbusters, ценимого прежде всего левыми
активистами и противниками капитализма, доходит до 70 000 экземпляров.
Спустя десять лет после основания издание было удостоено в Канаде титула
журнала года.
Редактируемый Ласном Adbusters, не публикующий никакой рекламы,
поддерживает многие социальные акции, в том числе всемирный день без
покупок, отмечаемый в конце ноября, и неделю без телевизора.
Страх перед будущим
В июле прошлого года Ласн, как он рассказал в эксклюзивном интервью
Washington Post, все острее стал ощущать, что люди живут в неуверенности
и даже страхе перед неясным будущим, и это беспокойство ищет выхода.
Так у Ласна и его коллеги Мика Уайта родилась идея призвать народ
захватить Уолл-стрит, символ финансового благополучия Америки.
Если верить репортерам выходящей в Ванкувере газеты Observer, Ласн
отнюдь не безгрешный святой. Знающие его люди отзываются о нем как о
суровом человеке, который слишком субъективен и критичен.
Впрочем, о многих ли людях, которые стали известны благодаря своим
идеям и сумели привлечь к себе внимание, можно сказать, что их любили и
обожали абсолютно все. И не имеет значения, что Калле Ласн не хочет,
чтобы его лицо и имя связывали с глобальным движением, каких не было с
конца 1960-х годов.