В Национальной опере поздравить
прославленного баса Мати Пальма с 70-летием решили оперой Верди
«Травиата». На юбилейных спектаклях Мати Пальм исполняет партию маркиза
Д'Обиньи.
Услышать «Травиату», которую в «Эстонии» посвящают Мати Пальму, можно
будет в этот четверг, 19 января. На сцену помимо артистов Национальной
оперы выйдут гости, которых пригласили специально для этого события.
Главную женскую партию — Виолетту — исполняет Ирина Дубровская
из России, дирижирует оперой Оксана Лынив из Украины, а для выпускника
Одесской музыкальной академии Александра Шульца партия Альфреда —
премьерная, он начал ее петь недавно.
Общее дело
«Это произведение для меня — зеркало жизни, несмотря на то, что эта
история только отчасти имеет отношение к неким реальным событиям. Каждый
увидит в ней что-то знакомое, близкое.
Опера эта одна из самых исполняемых, тем не менее, для любого тенора
большая честь спеть партию Альфреда, а если она исполняется полностью,
без купюр и со всеми тонкостями, которые есть в оригинале, то эта работа
в высшей степени сложная и интересная», — рассказал Шульц.
«Это действительно шедевр, мировая классика. Как для каждого певца
большая честь петь «Травиату», так и каждый дирижер мечтает иметь ее в
своем репертуаре», — считает Оксана Лынив.
Эта опера, по ее словам, гениальна не только своими красивейшими
мелодиями, но и тем, что в ней на первом месте — человеческий голос,
певец может показать все свое мастерство, оркестр аккомпанирует ему.
Александр Шульц и Оксана Лынив — супружеская пара, правда, в афишах
рядом с его фамилией написано Германия, а рядом с ее именем — Украина. У
них разное гражданство, а вот их трудовые книжки находятся в Одесском и
Львовском национальных оперных театрах. Люди они творческие, и работа
на разных сценических площадках для них дело обычное.
В Таллинн они попали после знакомства с Мати Пальмом на одном из
оперных фестивалей в Санкт-Петербурге. Сначала спеть для эстонской
публики пригласили Александра, но когда узнали, что его супруга —
дирижер, то немедленно позвали и ее, поскольку женщина-дирижер — большая
редкость.
Это вообще профессия мужская, и, как призналась Оксана Лынив, ей
пришлось потрудиться, чтобы доказать, что она — не хуже мужчин.
Овладевать профессией дирижера приходится так же долго, как, скажем,
профессией врача: консерватория, аспирантура, мастер-классы — последние
четыре года она училась у известных профессоров в Германии, постоянно
выигрывая профессиональные стипендии для учебы.
«Когда я выбирала профессию, о трудностях не думала. Меня рекомендовали
на дирижерский факультет Львовской музыкальной академии, увидев во мне
склонность и одаренность к дирижированию, и я даже удивилась, неужели
женщин вообще берут. На факультете 12 человек, и только две девушки. Мой
пробивной характер мне помог, трудности меня только стимулируют», —
рассказала дирижер.
«Когда после реставрации Одесского оперного театра набирали труппу,
меня пригласили дирижировать двумя операми — «Баттерфляй» и «Богемой»,
после этих двух успешных спектаклей я осталась. В этом театре я и
познакомилась с Александром», — добавила Оксана.
Жена-дирижер? Александр не видит в этом проблемы. У них одно общее
дело, иногда, как сейчас, им удается поработать вместе. «А если жена —
не дирижер, то разве она не главная? Хотя мне, конечно, нравится, как и
всем мужчинам, жить в иллюзии, что я главный. Да, собственно, самое
важное — это любовь», — говорит Александр.
И Оксана, и Александр хотели бы видеть в зале на оперных спектаклях
больше молодых лиц, больше так называемой простой публики, потому что
именно для нее, по их общему мнению, и создавались оперы.
Привлечь публику
«Опера — искусство ни в коем случае не пыльное. Это синтез разных
искусств, это живое искусство, которое впитывает и все то новое, что
есть сейчас. Я вообще считаю, что не бывает искусства модернового или
классического, есть либо интересное, либо скучное», — говорит Александр.
«Когда не было телевизора и кино, театр, в том числе оперный, был
единственным местом встречи и общения масс людей. А оперные сюжеты
актуальны всегда. Это, конечно, элитное искусство в том смысле, что
все, кто участвует в постановке, должны для этого долго учиться, очень
много работать. И слушать оперу тоже сложно, на ней особенно не
расслабишься, она требует душевной работы», — считает Оксана.
Для того чтобы привлечь публику в оперу, по их мнению, нужно сделать
две вещи: во-первых, чтобы команда, которая работает над постановкой,
сложилась, чтобы это были профессионалы, а во-вторых, надо воспитывать в
детях понимание и любовь к классической музыке с малых лет.
Как рассказала Оксана, в Германии пошли правильным путем, там в
общеобразовательных школах детей с шести лет водят на концерты
классической музыки. В обычной школе, не музыкальной, учат игре как
минимум на одном музыкальном инструменте. Рассказывают о композиторах, о
произведениях. Разрешают постоять за дирижерским пультом.
«Таким образом, оперный дом для детей становится знакомым, а
классическая музыка — частью их культурного пространства. Это дало
потрясающие результаты: в филармонию, в оперу стало ходить намного
больше людей. Только так воспитывается будущая аудитория для оперы», —
говорит Оксана.
А для взрослых людей, которые только собираются приобщиться к оперному
искусству, Оксана советует начинать с популярных и известных
произведений — «Риголетто», «Кармен», «Травиаты», «Аиды», где сюжеты и
музыка будут понятны каждому.
Спектакль
«Травиата» Джузеппе Верди Постановщик: Неэме Кунингас Дирижер: Оксана Лынив (Украина) Художник: Анна Контек (Финляндия) Художник по свету: Эско Сухонен (Финляндия) Роли исполняют: Ирина Дубровская (Россия), Александр Шульц (Германия), Мати Пальм (Эстония) и др. Национальная опера «Эстония»