Нынешняя осень помимо теплых дней примечательна еще и тем, что у трех
крупнейших фигур в мире эстонского изобразительного искусства состоялись
выставки: у Раоуля Курвица, Эне-Лийс Семпер и Яана Тоомика.
В то время как Курвиц и Семпер экспонируют свои работы в масштабных
помещениях, Яан Томик не стал гнаться за подобным размахом — сейчас в
галерее Vaal можно видеть пять его новых картин и новое видео.
Хотя Тоомик выставил куда меньше работ, чем его знаменитые коллеги,
однако общее впечатление от них по этой причине ничуть не менее
внушительно. Работы говорят сами за себя.
Применительно к выставке «Турист» уже отмечалось изменение авторской
позиции Тоомика — до этого сосредоточенный в своем творчестве на темных
уголках бытия и стремлении соприкоснуться с подспудными течениями он
внезапно устремился к поверхности жизни.
Само название экспозиции намекает на кого-то, кто нигде не
останавливается, остается в движении — держит дистанцию. Названия картин
«Миг с самим собой», «Встреча с другом в Марфе (в Техасе)», «63
километр» и «Туристы» как бы указывают на некую незамысловатую
деловитость, где-то между поп- и гиперреализмом. Это намек на
воспоминания 1970-х годов. Определить этот подход можно, как «Тоомик
light».
Занимавшийся в своем творчестве преимущественно экзистенциальной темой
одиночества Тоомик в своих новых работах «63 километр» и «Туристы»
устремляется почти в гиперреализм — группа людей, явно туристы, в руках
фотоаппараты, блуждают по городским ландшафтам.
Их состояние спокойно, и единственная истина, которую они ищут,
сводится к тому, как попасть в центр города (разумеется, если они уже
там не оказались).
Мир вокруг них подобен сновидению. Удивительным образом две эти картины
играют в чехарду относительно места расположения галереи Vaal. Ведь
изображенный на картине «Туристы» движущийся трамвай и архитектурный
облик зданий производят впечатление, будто художник запечатлел
расположенные тут же неподалеку окрестности бывшего завода «Двигатель».
Маленькая психолого-географическая серенада в голове одного из
наблюдателей.
Последнее видео Тоомика «Бег» принесло легкое разочарование. На видео,
снятом на военном аэродроме в Хаапсалу — в важном для Тоомика уголке,
где он организует фестиваль перформанса Seanahk (Свиная шкура) — он
бежит в пустоту — в пустующий ангар аэродрома.
В отличие от картин, видео не добавляет нам что-то новое в восприятии
творчества Тоомика. Но если уж как-то интерпретировать эмоциональную
легкость «Бега», то речь могла бы идти о его самоиронии.