Юло Соостер и Ольга Волгина-Эппле в галерее "Веллум"
В галерее "Веллум" открывается выставка никак
биографически не связанных неофициального классика Юло Соостера и
малоизвестной молодой художницы Ольги Волгиной-Эппле. Этот довольно
внушительный разрыв прямо обозначен в названии: "Сюрреалистические
фантасмагории через поколения".
Саму выставку организаторы привязывают к
московскому концептуализму, но это скорее условность: оба фигуранта
имеют к движению довольно опосредованное отношение. Художники предстают
как бы окаймлением концептуализма — Волгина-Эппле очень ненавязчиво
использует концептуалистские приемы, умерший в 1970 году Соостер на
будущих концептуалистов сильно повлиял, но сам едва заметно нащупывал
концептуалистские элементы будущего течения.
Вообще, Соостер, конечно,
главный герой выставки — художник довольно захватывающий судьбы.
Эстонец, мобилизованный в 1944 году в немецкую армию и счастливо
бежавший оттуда, после войны учившийся в Тарту, там же арестованный и
лет семь проведший в Караганде, затем реабилитированный, он в середине
1950-х оказался в Москве, подружился со всеми и был вполне успешным
художником — до знаменитого разгрома манежной выставки в 1962 году.
После этого Соостер становится видным деятелем неофициального искусства и
довольно сильно способствует его оформлению как движения — из стихийных
опытов в незаметную структуру.
В 1960-х Соостер создает иронический
"Клуб сюрреалистов". Там во многом сформировались как художники будущие
концептуалисты Илья Кабаков и Виктор Пивоваров (у последнего часто можно
увидеть задумчиво левитирующие яйцеобразные предметы — явных гостей из
соостеровских картин). Вообще, именно он, успев получить кое-какие
сведения о современном европейском искусстве в относительно свободной
послевоенной Эстонии, привил московскому искусству сюрреалистические
ростки. На выставке будет в основном графика Соостера, чуть более
обыкновенная, чем его картины, но все равно очень симпатичная.
Творчество Волгиной-Эппле — это тоже
сюрреализм, правда, чуть-чуть китчевый — немного напоминающий наивное
мексиканское искусство. Ее главные герои — печальные длинноносые собаки,
они ведут себя то вполне по-животному, то вдруг встают на задние лапы,
надевают костюмы и неуклюже пытаются войти в роль хозяев.