Эстонский художник Навитролла, известный своими позитивными работами и
необыкновенным колоритом, не перестает удивлять поклонников. Но вряд ли
еще недавно кто-то из них мог предположить, что на его картинах появится
кровь.
Вообще-то автора зовут Хeйки Тролла. А псевдоним 40-летнего художника к
троллям никакого отношения не имеет. Просто детство его прошло в двух
эстонских деревушках: Тролла и Нави, что и было им увековечено в новом
имени.
Фантастические пейзажи Навитроллы, населенные забавными животными,
знакомы даже тем, кто никогда не интересовался изобразительным
искусством и не слышал имени самого художника. Дело в том, что
репродукции его картин украшают футболки, открытки, упаковки мороженого и
даже баночки эстонского джина. Один из самых грандиозных проектов
Навитроллы – лайнер Galaxy фирмы Tallink, расписанный его оригинальными
облаками, пингвинами, жирафами и собачками.
Черно-белый позитив
Мы пришли к Хейки Тролла в его галерею, которая спряталась в Старом
городе на улочке Сулевимяги. В Интернете петербургские и московские
поклонники художника то и дело обсуждают, почему галерея Навитроллы
каждый год переезжает на новое место.
«Как я ни пытаюсь бегать от клиентов, они меня все равно находят», –
шутит Хейки, а потом уже серьезно добавляет, что игра в прятки с
клиентами – вовсе не прихоть. «Собственное помещение для галереи мне не
по карману, – объясняет художник, – а из арендованных постоянно
выгоняют. Например, в прошлом помещении хозяин решил устроить ресторан».
Зато новая галерея, по признанию Хейки, – первое место, где можно
работать прямо на глазах у клиентов, что, разумеется, вызывает еще
больший ажиотаж.
На стенах галереи вместе с готовыми работами висят и полупустые
полотна. Дело в том, что каждый слой масла на картинах, выполненных
специальной техникой, сохнет неделю. Но Навитролла не торопится, он
работает с множеством картин одновременно. В результате на каждую уходит
два-три года. Но порой художник с головой погружается в творчество, и
полный цикл картин появляется гораздо быстрее. Именно над такой серией
сейчас день и ночь трудится Навитролла. Работ будет много – хватит на
целую выставку. У каждой будет свой сюжет, но не будет привычных сочных
красок – только черно-белые тона.
«Но от этого они не станут грустными, – объясняет Навитролла. – Мне
всегда было важно дать людям возможность задуматься, а тут я решил
задачу усложнить – сделать картины без краски». А люди, как считает
художник, сами должны эти краски почувствовать и наложить на холст так,
как они это себе представляют. А вот свои фирменные облака и забавных
животных в черно-белые пейзажи ландшафтов Южной Эстонии художник
поселить обещает. Правда, зрителям тоже придется раскрашивать их в своем
воображении.
Хейки объясняет, что непривычный вид его новых картин – знак того, что
он становится старше: «Четыре года назад я почувствовал, что мне нужно
взять тайм-аут, побыть наедине с природой. Я жил в деревне на своей
родине, где строил дом, рубил дрова, варил компоты и солил грибы.
Кардинальная смена деятельности – лучший отдых. Хотя и творчеством
занимался. Даже когда я не рисую, а наблюдаю за бегущими облаками, я
работаю: сочиняю сюжеты для новых картин».
Кровные братья
Лицо художника расплывается в интригующей улыбке. Он показывает нам
фотоснимок еще одной из своих новых работ, которые вскоре войдут в новую
серию. Издалека на картине виден вполне привычный для Навитроллы
тщательно вырисованный яркий пейзаж, а подойдя поближе, замечаешь в
траве двух зайчат. Еще ближе можно разглядеть, что их мордочки и лапки
испачканы… кровью. Называется новое творение «Кровные братья».
Видя недоумение на наших лицах, Хейки объясняет, что это тоже один из
его новых экспериментов, причем удачных. К удивлению самого художника,
как только картина появилась в галерее, ее купил бизнесмен из
Санкт-Петербурга.
«Люди могут подумать, что я изменился, рисую грустные или даже дикие
вещи. Это не так, – уверяет Навитролла. – Изюминка этой работы –
спрятанная ирония. По-моему, искусство должно поражать и заставлять
задуматься. А голубым небом и деревьями уже никого не шокируешь. Хотя не
скрою, меня удивило, что „Кровных братьев" купил житель России, в
которой, как правило, привыкли получать от искусства скорее эстетическое
наслаждение, нежели иронию, причем она у меня здесь специфическая».
Хейки уверен, что «Кровные братья» понравятся тем, кто поймет эту
скрытую иронию, и не понравятся всем остальным. Художник говорит, что
смысл картины – в ее названии. Это как в старину: люди добровольно
делали порезы на руках, чтобы смешать капли крови и в дальнейшем
считаться родными братьями. Зайцы Навитроллы просто решили стать
побратимами.
«А уж как они это сделали – когтями или зубами – думайте сами, –
смеется Хейки. – Надо оставлять человеку пространство для фантазии, а то
мы привыкли, что все сделано за нас. Примитивизм какой-то. Идешь на
выставку модерн-искусства, а там лежат каталоги с объяснениями картин. Я
не писатель, а художник. И ценность в том, что люди понимают мои работы
без аннотаций». Впрочем, так и происходит. К художнику то и дело
поступают предложения разместить его картины на разных предметах – от
банки джина до корабля. «По-моему, художник должен использовать любую
возможность показать свои работы массам, – говорит Хейки. – Еще
Достоевский сказал: „Красота спасет мир"». Поэтому искусство должно быть
во всем, и как можно больше: хоть на обложке книги, хоть на крышке
унитаза».
Пустыня в раковине
Картины Навитроллы действительно украшают даже шведскую сантехнику.
Фирма Gustavsberg заключила договор с эстонским художником. Но расписать
эксклюзивную серию сантехники Навитролла согласился лишь с условием,
что никто не будет диктовать темы для творчества. Лишь тогда художник
взял кисть, и унитаз с бачком украсило голубое небо с барашками облаков,
зеленый луг с... пингвинами и белыми собачками с разинутой пастью. По
сюжету они собрались у воронки, которую пробило в земле упавшее облако,
нарисованное на крышке унитаза – как раз над местом слива. На раковине
Навитролла нарисовал фантастическую пустыню с редкими кактусами, где о
капле воды мечтает все живое.
Каждый рисунок, пусть и на баночке джина, должен говорить что-то
публике – это принцип художника. Думать и фантазировать, по мнению
Навитроллы, жизненно важно для человека. Как только он перестает это
делать – перестает жить и превращается в машину для заработка денег и
приема пищи. Фантазии самого художника безграничны. Порой ему кажется,
что в голове у него портативный генератор идей. Именно это и привлекает
людей из разных уголков мира к его творчеству, хотя злые языки так и
стараются подколоть фразами типа – «что курил автор?».
«У меня с детства такое восприятие мира. В голове смешивается все, что я
вижу или делаю. Этот коктейль я выплескиваю на холст, а людям самим
решать, нравится им он или нет», – объясняет Навитролла. Так на его
холсте может появиться длинношеий жираф среди березок, вырасти скала или
антенна мобильного телефона в эстонском болоте. Навитролла всегда
найдет способ удивить своих почитателей, чем активно и занимается в
галерее. У него запланированы выставки в Эстонии, а осенью безбашенные
холсты нашего художника отправятся на выставку на Кипр. Ведь и там у них
есть поклонники.