Бесконечные очереди на эстонско-российской границе, торговля
местами и спокойное отношение ко всему происходящему со стороны властей
не делает чести эстонскому государству, пишет Вамбола Пааво.
Длинные очереди на восточной границе, торговля местами в них
перевозчиками бензина и, в конечном счете, поверхностное отношение к
происходящему со стороны центральной власти не делает чести эстонскому
государству. Турист, планировавший приехать сюда, в конечном итоге,
изменит свои планы.
Взятая на вооружение в августе электронная система пересечения границы
отнюдь не является панацеей, способной одним махом преодолеть прежние
недочеты. Она просто немного смягчит ситуацию. Далее должны последовать
конкретные шаги.
Тема, поднятая корреспондентом Национальной теле- и радиовещательной
компании по Юго-Восточной Эстонии Игорем Таро, заслуживает внимания и
должна заставить призадуматься обитателей Тоомпеа.
Как это так, что в каком-то регионе Эстонии наши собственные законы не
действуют? Хоть начинай верить в теорию заговоров, предполагая, что
происходящее там кому-то на руку.
Во время недавней поездки к Восточному соседу я видел происходящее на
границе своими глазами. Прямо перед моим автомобилем происходила
нахальная толкотня вне очереди, освобождалось место для бензинщика Васи,
на автомобиле которого был псковский номер.
Совершенно открыто предлагают деньги. Все это происходит в двухстах
метрах от контрольной зоны на территории Эстонской Республики.
Следует бросить камень и в огород Департамента полиции и погранохраны.
Перед въездом в зону на ожидающих перед светофором должны быть
направлены камеры, которые фиксировали бы картину происходящего.
Полиции, которая призывала бы нахалов к порядку, там тоже не видно.
Пропускной пункт Койдула относится к региону деятельности Лыунаской
префектуры.
Отправка патрульного экипажа из Тарту просто разбазаривает ресурсы. При
желании можно было бы найти людей в Пылвамаа и выделить средства для
отделения констебля в Вярска, в зону ответственности которого входит
Койдула.
Почему же руководство полиции ничего не замечает и годами не занимается
этой проблемой? Хотелось бы услышать объяснения от самих причастных к
делу сторон.
Приграничная зона обычно начинается за 10-12 км до государственной
границы. Койдула — ворота на Восток. Видеокамеры должны позволять
оперативно вмешиваться и брать с поличными тех, кто «предлагает услуги».
На пограничном пункте должно быть отдельное помещение с мониторами и
следящий за ними человек, а также расположенный неподалеку патрульный
автомобиль, который можно было бы вызвать в связи с правонарушением. В
других странах мира рядом с пограничными пунктами на площадках ожидания
имеются камеры, и анархии не наблюдается.
Может быть, пора обеспечить это и на Койдула. В других уголках
регулярно появляется полиция, и законы не нарушаются. В будущем следует
охватить камерами пространство между Метсури и до стоянок на Койдула.
Вместо того чтобы приобретать дорогие и бессмысленные камеры измерения
скорости на Тартуском и Пярнуском шоссе, можно было бы использовать
средства разумнее.
Если обратиться за разъяснениями по поводу происходящего к ежедневно
работающим там пограничным чиновникам, то они просто машут руками и
говорят: нас ведь никто не слушает. На их лицах недоумение.
Министры внутренних дел и юстиции могли бы одолжить у кого-нибудь из
знакомых старый автомобиль и постоять в очереди, как обыкновенные люди.
Картина была бы очень наглядной.
Огласка истинного положения дел — задача не только четвертой власти.
Запущенная в Интернете на www.eestipiir.ee электронная система очереди в
дальнейшем позволит бронировать желаемое время пересечения границы.
Стоимость этой услуги составит 1 евро. Несомненно, все это уменьшит
число злоупотреблений, и по три-четыре раза в день горючее уже не
доставишь.
Заядлые перевозчики бензина подсчитали, что за такую сумму их ходки
себя вполне оправдывают. Но если повысить плату до двух-трех евро, то
площадка была бы очищена, ведь перевозчику бензина платить не с руки.
Может быть, Министерство юстиции задумается об этом.
В итоге обычные граждане освободились бы от стрессов при пересечении
границы, а туристы с Востока стали бы оставлять в Тарту, Вярска и в
других городах Эстонии значительные средства.
Нам следовало бы поучиться у финнов. Если отправиться через Ваалимаа из
Петербурга в Финляндию, то там не увидишь у пограничного пункта
растянувшуюся на километры очередь легковых машин. Все идет гладко, и
проверка занимает примерно минут 15.
Никаких заполнений деклараций и разборок. Это основная причина, по
которой богатые питерские туристы предпочитают путешествовать на машинах
в Швецию и Скандинавию через Финляндию, избегая заезжать в Эстонию.
Для нас все это в итоге означает потерю денег. Может быть, нам удастся
сесть с Восточным соседом за стол и договориться о введении на границе
системы контроля, подобной той, что действует между Россией и
Финляндией. Достойную Европы систему пересечения границы требуют и
ожидают многие.