Чтобы в полной мере ощутить на себе, какой кошмар творится в Нарве
после введения с 1 августа 2011 года электронной системы бронирования
места в очереди на пересечение эстонско-российской границы, надо самому
побывать в гуще событий.
Я решила съездить на могилу отца и обрадовалась, что мне не придется
торчать в многочасовой очереди. Но радость оказалась преждевременной.
Первые негативные ощущения принес веб-сайт GoSwift, на котором надо
оформлять бронь. Сначала он выплюнул мне требование оформить
государственный номер автомобиля корректно, хотя я вписала его именно
так, как полагается: сначала цифры, потом буквы.
Но веб-сайт с садистским упорством требовал записать сначала буквы,
потом цифры. После десятиминутной борьбы я сдалась. И сделала – не по
своей вине! – первую ошибку.
Вы из Финляндии?
В результате перестановки букв и цифр моя машина оказалась не
эстонской, а финской: именно в таком порядке – сначала буквы, потом
цифры, – делают госномера наши северные соседи. Бронь пришлось
переделывать, а виза к тому времени уже заканчивалась.
В Таллинне, куда я позвонила, прибыв в зону ожидания в Нарве, мне ничем
помочь не смогли, как не смогли ответить и на вопрос, почему сайт
сделал из меня «финку». И посоветовали вновь забронировать очередь.
Услышав, что у меня виза не безразмерная, посоветовали оформить бронь
через другой пограничный пункт («добрый» совет обошелся бы мне в лишних
320 километров). Я в панике понеслась к члену правления AS Transservis-N
Владимиру Мижую, он выслушал новоявленную «финку», позвонил в Таллинн и
на границу, объяснил ситуацию. С его помощью я пересекла границу.
Ложная информация
Второй сюрприз при электронном бронировании оказался не менее
неприятным: когда я дошла до оплаты, сайт дал сбой, хотя оператор
пыталась убедить меня, что виноват банк. Пока я выясняла отношения с
банком, истекли те 20 минут, которые отведены для перечисления денег.
Тогда мне предложили оформить оплату через мобильный телефон на номер
настольного, не объяснив, почему я не могу позвонить с мобильного на
мобильный, что гораздо дешевле.
Я позвонила, послушала музыку, похоронила попытку дозвониться и
вернулась на сайт. Естественно, моя бронь на тот момент уже ушла к
кому-то другому. Срок недельной визы таял на глазах.
Перед отъездом в Нарву я, как и советовал сайт («на нашем сайте можно
следить за списком вызываемых на границу автомобилей»), стала искать
нужную мне информацию, но увы, не нашла. По указанному на веб-сайте
GoSwift бесплатному телефону такую информацию мне не дали, посоветовав
позвонить по платному телефону 9002525 с тарифом 1,52 евро за разговор.
Оператор на том конце трубки успокоил – очередей нет.
Информация оказалась ложной (слово «недостоверная» в данном случае
неуместно). Прибыв в Нарву за полчаса до указанного в брони времени, я
увидела в зоне ожидания огромную очередь и узнала, что очередь стоит уже
почти пять часов. На мой вопрос, что случилось и когда я смогу пересечь
границу, сотрудник AS Transservis-N выглянул из окошечка и пожал
плечами: «Не знаю, часа три-четыре придется подождать...» В результате,
кроме обычной живой очереди, на границе образовалась вторая живая
очередь – по брони.
Чуть позже я узнала, что, во-первых, в этот день задержка произошла
из-за 18 немецких машин с домиками-прицепами, которые прошли вне
очереди, а, во-вторых, российские таможенники в течение пяти часов не
пропустили ни одной легковой машины, так как были на семинаре (правда,
официально информацию о семинаре подтвердить никто не смог).
Сплошной форс-мажор
Впрочем, дело не в подтверждении, а в том, что подобные возможные
форс-мажорные обстоятельства не были учтены составителями программы по
пересечению границы. Словом, задумка с электронным бронированием сама по
себе неплоха, но очень уж непроработана. В частности, по отношению к
туристам.
Не могу передать на словах (нормативной лексики не хватит), сколько
«комплиментов» я услышала от стоявшей в очереди одной российской пары,
заявившей, что впредь они никогда больше не приедут отдыхать в Эстонию и
расскажут о своих злоключениях друзьям и знакомым! Не понравились
нововведения и поляку, назвавшему нынешний порядок пересечения границы
бардаком. Зачем было ломать старую, отлаженную систему пересечения
нарвской границы, тем более в августе – в период отпусков?
Новые льготники
За разъяснениями я отправилась к исполнительному директору AS
Transservis-N Андрусу Тамму. Меня интересовало, много ли жалоб на новую
систему и помогла ли она избавиться от главного «зла» – бензинщиков,
которые таскают на продажу из России дешевое топливо, создавая огромные
живые очереди? А также, что делать иностранцам, которые не могут
оплатить бронь ни по Интернету, ни по телефону? И, кроме того, – всем
остальным иностранцам, оказавшимся из-за введения новой системы
пересечения границы в западне?
«Да, – ответил господин Тамм – жалоб очень много, в основном устных. Мы
ведь предупреждали Министерство внутренних дел, что "остановку границы"
надо учитывать при составлении программы бронирования очереди. Я уже
дважды ездил по этому поводу в Таллинн, и что-то все же удалось решить».
Тамм пояснил, что некоторые дополнения в новый порядок пересечения
границы уже внесены: «2 августа мы получили письмо из МВД, в котором
сообщалось, что льготы должны иметь дипломаты; сотрудники консульств и
посольств; автомобили, перевозящие скоропортящиеся грузы. Льготы
распространились и на "иную срочную помощь", но на какую – не
конкретизировано. В число льготников вошли международные делегации;
спортсмены, которые едут на соревнования; пассажиры, имеющие билет на
самолет или на поезд из Санкт-Петербурга, а также туристы, которые
приехали в зону ожидания и их очередь неразумно долгая».
Следующее письмо, от 5 августа, расширило список льготников. К ним
относятся те, кто живет в Эстонии, но работает в России (это касается
бизнесменов, которые периодически ездят в Россию), а также люди, у
которых есть срочные причины (в частности, если человек едет на операцию
или на прием к врачу). И, наконец, россияне, имеющие шенгенскую визу».
Бензинщики ликуют
Что же касается бензинщиков, то от этого зла избавиться не удалось.
«Все просто, – пояснил Андрус Тамм, – бензинщики при повторном
бронировании умышленно меняют одну букву или цифру госномера, а когда
подходят к границе, разводят руками: дескать, напутали малость, их
"ошибку" исправляют, и они беспрепятственно едут в Россию. И если
бензинщики раньше всегда стояли в живой очереди, то теперь с
удовольствием пользуются бронью. Программа словно для них задумана. Мы
же просили обкатать программу на небольшом пограничном пункте, но этого
не сделали!»
В заключение разговора Андрус Тамм отметил: «В первые дни августа один
плюс с внедрением новой системы пересечения границы появился: очередь
грузовиков стала меньше, но сейчас снова появилась. Ждут более двух
суток...»
Подведем итог
Что же мы имеем в результате нововведений? Одни минусы. Довольны только
бензинщики, наносящие ущерб госказне. Еще больший ущерб Эстония рискует
получить в результате недовольства российских туристов, которым не
нужны заморочки на границе. И наконец, Нарва потеряла рабочие места,
которые плавно перетекли в Таллинн.
Дорогостоящая программа, разработанная с благой целью, оказалась
недоношенной. По словам Андруса Тамма, в МВД уже идут разговоры о ее
доработке или о разработке новой программы. Вероятно, наше государство
очень богатое, если может себе это позволить.