Брюссельские, алансонские, аржантан и шантильи, валансьен и
венецианский гипюр, вологодские, елецкие, вятские – обо всех видах
кружевной роскоши может часами рассказывать руководитель Гильдии
кружевниц Эстонии нарвитянка Ольга Кублицкая.
В многоголосье и толчее выставки TOUREST найти самую известную
кружевницу нашей страны оказалось несложно: вот она, склонившись над
подушкой-барабаном в боксе Нарского замка, перебирает деревянные
палочки-коклюшки, создавая очередное кружевное творение. Многие
посетители останавливаются посмотреть на ее работу: «Красота какая!»,
интересуются, можно ли научиться этому в Таллинне. «Обязательно
приходите на занятия, – приглашает она. – Все необходимое – подставки,
подушки, нити и коклюшки – есть на месте. Занятия раз в неделю, по
воскресеньям»
«Некружевная» страна?
Кружева и Эстония? Казалось бы, весьма нетрадиционное сочетание.
Вязаные узоры крючком – да. Но ведь это не настоящее кружево?
«Действительно, настоящими – в строгом смысле слова – могут считаться
лишь выплетенные на коклюшках кружева. И их когда-то плели в островной
Эстонии! – поправила меня мастерица. – Шведские женщины, жившие на
Рухну, Кихну и Пакри, плели мерное кружево для национальных костюмов.
Потом, в связи с отъездом эстонских шведов, эта техника была практически
утрачена. Теперь только в нашей мастерской можно увидеть, как это
делалось, и посмотреть на образцы кружев». По старинным образцам и
фотографиям мастерицы из нарвского клуба рукоделия воссоздали эти
кружева. «Вот, видите, это характерный эстонский василек, – говорит
Ольга, указывая на орнаменты кружевных лент. – А это вот – узор,
прозванный «кихнуская женщина».
Что касается истории, то мастерице порой приходится работать с музеями.
Как-то ее нашли работники столичного Исторического музея. Оказалось,
что в его фондах есть старинный костюм аристократа XVII века, украшенный
золотым кружевом и требовавший реставрации. Вот музейщики и
интересовались, могла бы Ольга восстановить старинное плетение? «Я
рассмотрела костюм, сделала много фотографий кружева и поняла, что могу
сплести такое же, – вспоминает мастерица. – Это была очень интересная
работа. Только нить подходящую сложно было найти: теперь нитей из золота
не делают. Ездили по всем базам и с трудом нашли подходящую имитацию».
Что же касается того? «кружевная» та или иная страна или нет, то, по
словам Ольги, уже трудно найти место, где люди не увлекались бы
кружевным плетением. Плетут в Италии и на Мальте, во Франции, Бельгии и
Нидерландах, в Германии, Дании, Ирландии, в Хорватии, Чехии, Словакии,
Латвии... Даже японцы теперь прилежно осваивают это кропотливое дело.
«Ну, а например, в Финляндии?» – спрашиваю в полной уверенности, что для
северных наших соседей кружева тоже, скорее, экзотика. «Ой, что вы! –
восклицает Ольга. – В Финляндии даже несколько кружевных центров – в
городке Раума, например, в Порвоо, в Лаппенрантаа, в Эспо. Там есть даже
колледжи, в которых можно освоить этот вид рукоделия. Причем, как и
повсюду в Европе, им там занимаются не только женщины, но и мужчины».
В Эстонии, по словам Ольги, очень внимательно и тепло относятся к
клубам рукоделия. Поэтому ей редко приходится сталкиваться с неприятием
кружевоплетения как «несоответствующего национальным традициям». «Что ни
говори, а культура действительно, сближает», – уверена Ольга. Ее
проекты поддерживают и Министерство культуры, и Союз эстонского
народного искусства и рукоделия, и фонд «Капитал культуры», и Нарвская
городская управа. Как-то ее мастерскую в Северном дворе Нарвского музея
посетила президентская чета. «Эвелин Ильвес очень заинтересовалась,
загорелась идеей кружевного платья, – вспоминает Ольга. – Я ответила,
что платье из кружева – дело долгое, а вот платье с кружевными вставками
сделать вполне реально, нужно лишь эскиз разработать». Через некоторое
время Ольга получила приглашение на президентский прием. «На нем я была в
кружевных перчатках собственного изготовления, и Эвелин долго держала
меня за руку, разглядывая мою работу. А окружающие ломали голову: о чем
это мы так долго говорили?», – улыбается она.
Вот она, судьба
«Кружевница, кружевница, Тихо скрипнет половица. Глянешь – вот она,
судьба» – стихи, будто про Ольгу написаны. Кружево она считает делом
своей жизни. В шестнадцать лет Ольга поступила в Школу мастеров
художественного плетения кружев на коклюшках при Вологодском кружевном
объединении «Снежинка» и через два года получила диплом по специальности
«кружевница ручного плетения». Потом в университете Петербурга
осваивала компьютерные дизайнерские программы, чтобы компьютеризировать
процесс создания сколков – кружевных схем. Стажировалась в кружевных
центрах Чехии и Франции. «Очень звали работать во Францию. Я ведь говорю
по-французски. Да и как иначе – это международный язык кружева», –
вспоминает Кублицкая. Но дочь была еще совсем маленькой, и пришлось
думать над тем, как с такой замечательной, но редкой профессией жить и
работать в Эстонии.
Она избрала нелегкую стезю популяризации и возрождения художественного
промысла. Обучала кружевному мастерству всех желающих, и сейчас более
сотни учениц радуют ее своими творческими успехами. Создала Гильдию
кружевниц Эстонии, организует ежегодные семинары, дефиле и международные
выставки, география которых потрясает воображение: Голландия (2000),
Латвия (2001), Бельгия (2002), Германия (2003), Чехия (2004), Финляндия
(2005), Франция (2006), Венгрия (2007), Словакия (2007), Хорватия
(2007), Голландия (2008), Бельгия (2008), Исландия (2008), Россия
(2009), Финляндия (2010). Многие европейские любители этого искусства и
Эстонию-то открывают благодаря этим мероприятиям.
Кстати, семинар нынешнего года «Возрождение кружева как традиционного
прикладного искусства: исторический опыт, современное состояние,
перспективы развития» пройдет 9-11 апреля в Йыхви в здании спортхолла. В
программе – выставка персональных работ Ольги Кублицкой и ее учениц Э.
Сорокиной, В. Савельевой, М. Осиповой, Л. Лоога из Тарту, А. Кульдкепп
из Рапла, С. Дойниковой из Таллинна, выступление кружевниц из России и
Финляндии, традиционный конкурс «Лучшая кружевница 2011 года», доклад о
кружевных традициях в эстонском национальном костюме Ида-Вирумаа.
Творить и общаться
«Хочется больше заниматься творчеством, – говорит мастерица. – Я уже
пресытилась традиционными техниками, сейчас меня вдохновляет
новаторство, «фьюжн», когда плетешь без готовой схемы, когда в работу
идут совсем нетрадиционные материалы – травы, проволока... Из них можно
сплести потрясающие украшения, пояса, браслеты. А приходится заниматься
написанием проектов, поиском финансов, «пробиванием» – без этого пока
никак! Что радует и дает сил, так это замечательные люди. Вот, например,
Алла Меос из Пярну. Она – самая известная собирательница кружев во всем
мире. Ее коллекция занесена в Книгу рекордов Гиннеса – каких редкостей в
ней только нет! Она не только собирает кружева, но и ведет научную
работу, изучая значение символов и мотивов, типичных для кружев разных
стран. Она – непременный член международного жюри на ежегодном конкурсе
«Лучшая кружевница года».
А сколько эмоций дает общение с коллегами-кружевницами из разных стран!
Ольга вспоминает поездку в ганзейский город Брюгге, где она давно
мечтала побывать: с XVI века он считается одной из столиц
кружевоплетения, где изготавливались знаменитые брабантские кружева из
тончайшего льна. Нити для этих кружев, как оказалось, плели в сырых
подвальных помещениях, и работу эту доверяли только девочкам с тонкими,
неогрубевшими пальчиками. Персональная выставка и мастер-класс мастерицы
из Нарвы пользовались там большим успехом, возле Ольги постоянно
толпилась публика, А один из местных магазинов закупил все ее работы.
Бельгийки ходили за ней несколько дней, упрашивая задержаться и провести
в их кружевном центре детальные мастер-классы по вологодскому кружеву.
«Они буквально надрывали мне сердце – так хотелось отблагодарить их за
теплый прием, – вспоминает Ольга. – Они устроили мне прекрасную
экскурсию – показали местную школу кружевоплетения, музеи кружева. А еще
сделали щедрый, прямо-таки королевский подарок – вручили образцы
кружева XVII-XIX веков: брюссельского, французского, фламандского, в
общей сложности, наверное, на сорок тысяч крон. А с кружевницами из
голландского города Цволле мы переписывались много лет. Они присылали
мне много интересных материалов, благодаря им я получила заказ на
плетение образцов кружева для Голландского национального музея.
Благодаря им я теперь представляю Эстонию в OIDFA – международной
ассоциации кружевоплетения».
Мечта Ольги Кублицкой – создать в Эстонии официальную школу плетения
кружев со своим зданием, классами, музеем. Нашлись бы и преподаватели.
Но о воплощении этой идеи пока приходится только мечтать.
Техника – одна, мотивы – разные
В разгар туристического сезона рабочее место Кублицкой – мастерская в
Нарвском замке, оборудованная как типичная средневековая мастерская
кружевницы с готовыми и начатыми работами. Здесь она, облаченная в
средневековый костюм, не только создает работы, но и общается с
туристами, предлагая им освоить простейшие навыки плетения. Туристы из
России радостно узнают работу: «Так это же наша, русская, техника!» «Я
объясняю, что техника плетения кружева повсюду одна и та же. Разнятся
материалы и традиционные мотивы: французов вдохновляют луговые лилии,
немцев – горные эдельвейсы, а нас, русских, – морозные «снежинки» на
окне, ели в снегу, которые мы и видим в вологодском кружеве, –
рассказывает Ольга. – Правда, не все соглашаются с таким положением дел.
Нет, мол, это наше, это уникальное. Но кружево – оно всегда и везде
уникальное».
Вот казалось бы, ну что в нем, в кружеве? Многие вообще никогда не
вспоминают о его существовании. Забава ведь, украшение, вещь, в
общем-то, совсем не обязательная в обиходе. И все же большинство женщин
почему-то не могут равнодушно пройти мимо них: затихают, осторожно
гладят, перебирают. И глаза каждой наполняются при этом таким светом и
отрадой, что боишься рядом слово вымолвить, чтобы не спугнуть это
состояние в человеке. А уж в прежние времена вокруг этих украшений
кипели такие фантастические страсти, разворачивались такие хитрые и
жестокие события, что их с лихвой хватило бы на десяток приключенческих
романов. Жаль только, что никто про них давно уже не пишет.