Напишите мне | 41579585 | RSS | Follow MyEstonia_ru on Twitter
Категории каталога
Музыка [90]
Общество [301]
Литература [72]
Живопись [38]
Кино [52]
ТВ [12]
Театр [162]
Главная » Эстония вчера и сегодня » Культура » Кино

Печаль ускользающей натуры
Молодые эстонские документалисты режиссер Алена Суржикова и оператор и фотограф Сергей Трофимов, чьи снимки часто радуют читателей «ДД», снимают фильмы в режиме нон-стоп. Их семья – это киностудия «Диафильм» в полном составе.

Молодые эстонские документалисты режиссер Алена Суржикова и оператор и фотограф Сергей Трофимов. foto: архив «ДД» и студии «Диафильм». На данный момент у них в работе четыре ленты. Кроме того, супруги учатся в международном институте кинодокументалистики в Праге и воспитывают двух малышей, которым сейчас четыре и полтора года.

Один из фильмов, «Мужики», рассказывает о нескольких настоящих, как подчеркивает Алена, мужчинах, каждый из которых нашел дело жизни. И занимаются они этим делом не ради заработка, доказывая, что и в наше время не все измеряется деньгами. Алена Суржикова уговорила их на съемки, чтобы фильм стал укором слабым, безвольным и скучным представителям сильного пола.

Второй фильм – «Поющая Надежда» – о женщине, которая в свое время была героиней нашумевшей статьи нашего еженедельника. Многие жители и гости Таллинна видели ее поющей в подземном переходе в центре города. Но фильм не о том, как выживает эта женщина, мать девятерых детей и бабушка одной маленькой внучки. «Мы хотим через историю Надежды и ее семьи затронуть более глобальные вопросы, вплоть до судьбы самой белой расы», – говорит Алена.

Пещеры и огороды

Они с Сергеем необычайно легки на подъем. Однажды оставили все – и поехали в Испанию. С детьми, которые были тогда совсем маленькими. И там стали снимать очередной фильм – о пещерах Сакраменто, что в провинции Гранада, и их обитателях. Живущие в пещерах люди представляют собой особую субкультуру. Среди героев фильма – испанцы, румыны, болгары, сенегалец, шведка, француженка...

Каждый день по жаре семейная съемочная группа поднималась на полкилометра по горным тропам к пещерам. Так прошло полгода. Материал был уже накоплен, когда выяснилось, что придется вернуться, чтобы доснять переломные события. Дело в том, что пещеры эти, в самом центре Гранады, напротив расположенного на противоположном склоне знаменитого замка Альгамбра, предполагается ликвидировать. По словам Алены и Сергея, испанские власти уже подступались было к ликвидации пещер, но пока отложили – не до этого сейчас.

А пока Алена и Сергей сосредоточены на фильме об огородах в районе таллиннской улицы Суур-Сыямяэ и их владельцах, большинство из которых бывшие работники завода «Двигатель». Рассматривалась даже идея объединить в одном фильме испанские пещеры и суур-сыямяэские огороды. Хотя на первый взгляд, казалось бы, что у них общего? Общее – самое главное: и там, и здесь речь идет о том, что уходит навсегда.

Огороды на Суур-Сыямяэ тоже скоро будут ликвидированы. Решение уже принято – эта территория отходит к аэропорту. Народ не протестует, да и оснований нет – ведь участки их не приватизированы. Когда-то работники «Двигателя» получили их с условием: никаких капитальных строений, растения сажать только однолетние. Конечно, не все следовали этим указаниям, многие стали обустраиваться основательно. «Может, эти люди и нарушили какие-то предписания, но то, что заброшенную болотистую землю они своим трудом превратили в цветущие сады, честно говоря, вызывает уважение», – говорит Алена.

«В судьбе суур-сыямяэских огородов мне видится очередной этап крушения советской эпохи, – продолжает режиссер. – Когда-то развалился Советский Союз, потом – завод союзного подчинения «Двигатель», для работы на котором приезжали люди со всей страны. И вот настал черед их огородов – как последнего осколка эпохи. Но пока еще он существует, этот осколок, и олицетворяют его пожилые люди, приезжающие на свои огороды на «Жигулях» старых моделей».

По мнению Сергея, еще одна большая тема в этом фильме – земля и люди. «Если эстонцы, даже городские жители, имеют возможность прикасаться к ней благодаря родственникам в деревнях, то многие русские жители этой радости лишены, – замечает он. – А между тем, в Эстонии очень низкая плотность населения, то есть земли свободной много, а народу мало. Почему бы не раздать землю желающим? В Голландии, например, как нам рассказывали, власти поняли эту потребность горожан, и вокруг Амстердама есть государственная земля, участки которой можно брать в аренду».

Пражские мастер-классы

Деньги для кино тоже надо добывать самим. Пишешь проект, посылаешь куда надо и ждешь результата. Везет не всегда. Например, заявка на фильм про огородников была удовлетворена только со второй попытки.

Алена говорит, что им еще учиться и учиться умению продвигать свое творчество, но в международный институт документального кино Ex Oriente Film в Праге их с Сергеем приняли не за красивые глаза – из Эстонии до них там учился только один человек.
Учеба в институте, где постигают секреты мастерства кинематографисты-документалисты из стран Восточной Европы, проходит в форме серии недельных мастер-классов, которые проводят ведущие мастера этого жанра из разных стран мира. На одну из сессий Алена и Сергей приехали в Прагу из Испании всей семьей, с детьми и бабушкой, изрядно удивив принимающую сторону.

Андрей Бабин
www.dzd.ee

Категория: Кино | Добавил: shepot (21.07.2011)
Просмотров: 1382 | Рейтинг: 0.0/0 |
Тэги материала:Поющая Надежда, Трофимов, Мужики, Диафильм, Суур-Сыямяэ, Суржикова, документальные фильмы
Еще материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 29.11.2024, 20:20
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100