Молодые эстонские документалисты режиссер Алена Суржикова и оператор и
фотограф Сергей Трофимов, чьи снимки часто радуют читателей «ДД»,
снимают фильмы в режиме нон-стоп. Их семья – это киностудия «Диафильм» в
полном составе.
На данный момент у них в работе четыре ленты. Кроме того, супруги
учатся в международном институте кинодокументалистики в Праге и
воспитывают двух малышей, которым сейчас четыре и полтора года.
Один из фильмов, «Мужики», рассказывает о нескольких настоящих, как
подчеркивает Алена, мужчинах, каждый из которых нашел дело жизни. И
занимаются они этим делом не ради заработка, доказывая, что и в наше
время не все измеряется деньгами. Алена Суржикова уговорила их на
съемки, чтобы фильм стал укором слабым, безвольным и скучным
представителям сильного пола.
Второй фильм – «Поющая Надежда» – о женщине, которая в свое время была
героиней нашумевшей статьи нашего еженедельника. Многие жители и гости
Таллинна видели ее поющей в подземном переходе в центре города. Но фильм
не о том, как выживает эта женщина, мать девятерых детей и бабушка
одной маленькой внучки. «Мы хотим через историю Надежды и ее семьи
затронуть более глобальные вопросы, вплоть до судьбы самой белой расы», –
говорит Алена.
Пещеры и огороды
Они с Сергеем необычайно легки на подъем. Однажды оставили все – и
поехали в Испанию. С детьми, которые были тогда совсем маленькими. И там
стали снимать очередной фильм – о пещерах Сакраменто, что в провинции
Гранада, и их обитателях. Живущие в пещерах люди представляют собой
особую субкультуру. Среди героев фильма – испанцы, румыны, болгары,
сенегалец, шведка, француженка...
Каждый день по жаре семейная съемочная группа поднималась на
полкилометра по горным тропам к пещерам. Так прошло полгода. Материал
был уже накоплен, когда выяснилось, что придется вернуться, чтобы
доснять переломные события. Дело в том, что пещеры эти, в самом центре
Гранады, напротив расположенного на противоположном склоне знаменитого
замка Альгамбра, предполагается ликвидировать. По словам Алены и Сергея,
испанские власти уже подступались было к ликвидации пещер, но пока
отложили – не до этого сейчас.
А пока Алена и Сергей сосредоточены на фильме об огородах в районе
таллиннской улицы Суур-Сыямяэ и их владельцах, большинство из которых
бывшие работники завода «Двигатель». Рассматривалась даже идея
объединить в одном фильме испанские пещеры и суур-сыямяэские огороды.
Хотя на первый взгляд, казалось бы, что у них общего? Общее – самое
главное: и там, и здесь речь идет о том, что уходит навсегда.
Огороды на Суур-Сыямяэ тоже скоро будут ликвидированы. Решение уже
принято – эта территория отходит к аэропорту. Народ не протестует, да и
оснований нет – ведь участки их не приватизированы. Когда-то работники
«Двигателя» получили их с условием: никаких капитальных строений,
растения сажать только однолетние. Конечно, не все следовали этим
указаниям, многие стали обустраиваться основательно. «Может, эти люди и
нарушили какие-то предписания, но то, что заброшенную болотистую землю
они своим трудом превратили в цветущие сады, честно говоря, вызывает
уважение», – говорит Алена.
«В судьбе суур-сыямяэских огородов мне видится очередной этап крушения
советской эпохи, – продолжает режиссер. – Когда-то развалился Советский
Союз, потом – завод союзного подчинения «Двигатель», для работы на
котором приезжали люди со всей страны. И вот настал черед их огородов –
как последнего осколка эпохи. Но пока еще он существует, этот осколок, и
олицетворяют его пожилые люди, приезжающие на свои огороды на «Жигулях»
старых моделей».
По мнению Сергея, еще одна большая тема в этом фильме – земля и люди.
«Если эстонцы, даже городские жители, имеют возможность прикасаться к
ней благодаря родственникам в деревнях, то многие русские жители этой
радости лишены, – замечает он. – А между тем, в Эстонии очень низкая
плотность населения, то есть земли свободной много, а народу мало.
Почему бы не раздать землю желающим? В Голландии, например, как нам
рассказывали, власти поняли эту потребность горожан, и вокруг Амстердама
есть государственная земля, участки которой можно брать в аренду».
Пражские мастер-классы
Деньги для кино тоже надо добывать самим. Пишешь проект, посылаешь куда
надо и ждешь результата. Везет не всегда. Например, заявка на фильм про
огородников была удовлетворена только со второй попытки.
Алена говорит, что им еще учиться и учиться умению продвигать свое
творчество, но в международный институт документального кино Ex Oriente
Film в Праге их с Сергеем приняли не за красивые глаза – из Эстонии до
них там учился только один человек. Учеба в институте, где постигают секреты мастерства
кинематографисты-документалисты из стран Восточной Европы, проходит в
форме серии недельных мастер-классов, которые проводят ведущие мастера
этого жанра из разных стран мира. На одну из сессий Алена и Сергей
приехали в Прагу из Испании всей семьей, с детьми и бабушкой, изрядно
удивив принимающую сторону.