Семен Школьников: День Победы я встретил в партизанском отряде
Семен
Семенович Школьников родился 14 января 1918 года в Москве. В
шестнадцать лет окончил ремесленное училище (ФЗУ), работал на заводе
«Серп и Молот» слесарем четвертого разряда. Однажды его старшая сестра,
которая работала на кинофабрике, предложила Семену пойти к ним слесарем
по ремонту киноаппаратуры. Год занимался ремонтом киноаппаратуры. Потом
его привлекла работа кинооператора. Когда в 1935 году освободилось
место, Школьникова взяли помощником оператора. Одновременно с работой
на студии, с 1935 года, Семён учился в Институте повышения квалификации
творческих работников при ВГИКе. Институт окончил в 1939 году.
Со своим киноапппаратом Школьников много путешествовал, снимал
моменты строительства канала Москва-Волга, побывал на отправке первого
рейса советского ледокола в Арктику, был в Средней Азии и на Новой
Земле. Снял документальные фильмы "Народные мстители", "Освобождение
Советской Белоруссии", "Встречи в Копенгагене", "Там, где жил
Хемингуэй". Постановщик художественного фильма "Украли старого
Тоомаса".
После войны Школьников некоторое время работал оператором и
режиссёром Центральной киностудии документальных фильмов. В 1946 году
он переехал к супруге в Таллин, где с 1948 года работал на киностудии
"Таллинфильм", там же снимал документальные фильмы о республике.
Школьников является лауреатом Сталинской премии 1943, 1947 и 1951
годов, а также лауреатом национальной премии Российской Академии
кинематографических искусств «Ника».
Награжден орденами Боевого Красного Знамени, Отечественной войны
1 и 2 степеней, Знак Почета, Дружбы народов, югославским орденом «За
заслуги перед народом», многими медалями. С ветераном беседовал Виктор
Панов.
- Семен Семенович, где Вас застало начало Великой Отечественной войны?
- В 1940 году я был призван в Красную Армию. Срочную службу проходил
в составе Одесского военного округа в артилерийском полку. Учился в
полковой школе на сержанта, после окончания школы служил в городе
Балта. На втором году службы мы отправились на боевые стрельбы у реки
Прут на границе с Румынией. Помню в субботу, 21 июня мы с лейтенантом
Кирилловым на концерте художественной самодеятельности выступали перед
жителями молдавской деревни, исполняя популярные песни тех лет «Синий
платочек», «Катюшу» и другие. Вечером старшина сказал, что завтра
выходной день и мы сможем поспать подольше. На рассвете нас подняли и
старшина сказал, что началась война. Когда уже рассвело, над нами с
ревом пролетел на бреющем полете немецкий бомбардировщик. Он пролетел
настолько низко, что я видел лицо этого летчика. Послышались взрывы.
Так для меня и началась Отечественная война.
- Но до этого Вы в качестве фронтового оператора побывали на
Финской войне, где впервые увидели бои, смерть, сняли свою первую
военную кинохронику.
- Да, я уже с 1934 года работал ассистентом оператора на Московской
студии кинохроники, одновременно с работой на студии, с 1935 года,
учился в Институте повышения квалификации творческих работников,
который закончил в 1939 году. После его окончания я был отобран в
небольшую группу операторов для, как нам сказали, «выполнения
специального задания». Под строжайшим секретом нас отвезли в Ленинград,
где выдали военную форму и отправили на финский фронт.
- Расскажите о первых киносъемках на Финском фронте.
- Запомнились съемки в госпитале, который находился в огромной
палатке. Там оперировали тяжелораненых. А легко раненых в руку или ногу
перевязывли медсестры на открытом воздухе. Руки у них были синие,
перемерзшие. Я начал снимать их. Раненые сидели на спиленых деревьях.
Однажды я снимал раненого лейтенанта, которому перевязывали голову. Он
оказался танкистом и позвал меня снимать наступление с его танка. На
мотоцикле мы приехали на передовую. Мне пришла идея закрепить свою
стационарную камеру на танке. Это был легкий танк, кажется Т-28. Сам я
разместился за башней. Попросил лейтенанта, чтобы перед нами шли еще
два три танка, чтобы съемка была интереснее. Стояла хорошая морозная
погода, съемка шла хорошо и вдруг танк ударившись обо что-то встал на
дыбы, я свалился в снег. Оказывается, мы нлетели на противотанковое
заграждение – железный рельс. Так что до своего первого боя я тогда не
доехал.
- А как снимали свой первый бой?
- На передовой старшина сказал мне, что утром начнется артподготовка
и затем наступление. Я знал позицию на 30-40 метров впереди от нашей
позиции, чтобы снять атакующих, бегущих прямо на меня. Началась
сильнейшая артподготовка, стреляли минут 20, затем пехота пошла в
наступление. Они бежали прямо на меня. Я снимал их приближение, затем
опустил панораму на их валенки, а снег был рыхлым и как будто клубился
под ногами. Это здорово получилось. Пробегая мимо солдаты кричали мне
«киносъемщик, давай с нами». Я побежал за ними и в первый раз мне
пришлось прыгать через тела погибших солдат. Вот это был мой первый
бой. Позже я смонтировал отснятый материал и сделал документальный
фильм «Линия Маннергейма».
- Я вижу у Вас нашивки за два ранения, расскажите, при каких обстоятельствах Вы были ранены.
- Первое ранение я получил 13 июля, недалеко разорвался снаряд. У
меня была перебита рука, изо рта шла кровь. Меня перевязали и положили
в какой-то подвал. Я терял сознание, приходил в себя и опать терял
сознание. Потом оказалось, что в деревню вошли немцы. Меня вынес на
руках какой-то лейтенант, положил в телегу и меня отправили в тыл.
Позже на поезде меня перевезли в город Пугачев Саратовской области.
Осенью 1942 года мы готовились к наступлению у Ржева. Я был тогда
начальником взвода разведки и связи. Ночью я пошел проверять связь и
прыгая через окопы подвернул ногу. Боль невероятная, но в госпиталь
перед самым наступлением идти не хотелось. Посидев полчаса, добрался до
своего блиндажа на передовой и стал ждать начала артподготовки. Там
меня и накрыло снарядом. Потерял сознание, очнулся когда понял, что
меня перевязывает медсестра. Вижу, что она шевелит губами, но ничего не
слышу. Потом меня увезли в госпиталь, который находился в городе
Иваново-Вознесенске.
- После того как Вы оправились от ранения, у Вас впервые появилась возможность вернуться к любимой профессии.
- Да, я лежал в госпитале месяца два и вдруг приходит письмо из
Москвы, что всех кинооператоров, находящихся на фронте, направить в
Москву на студию документальных фильмов. Я, конечно был счастлив, пошел
к начальнику госпиталя. Но тот не хотел меня отпускать, поскольку моя
рука еще плохо разгибалась. Но я уговорил его и он меня отпустил. В
Москве мне присвоили звание капитана, я стал военным репортером и
выехал на Калининский фронт.
- Вскоре Вас забросили в партизанский отряд. Как Вы стали партизаном?
- В конце 1942 года некоторых операторов с нашего и других фронтов
начали отправлять на Сталинградский фронт. А наш Калининский фронт в то
время бездействовал. Я и мой товарищ Николай Быков попали на прием к
командующему фронтом, чтобы узнать когда же начнется наступление. Однако
он ответил, что скорее всего это будет не скоро, и посоветовал
пробраться к партизанам. Мы приехали в Москву к начальнику
Главкинохроники и нас направили в партизанский отряд в Калининской
области.
- После Калининской области была Белоруссия, а затем Югославия?
- В Калининской области мы пробыли примерно полгода, постоянно
снимая. Главной сложностью было то, что партизаны проводили операции
ночью, а как снимать без света? Даже просили командования планировать
подрыв немецкого эшелона на раннее утро. В 1944 году нас забросили к
партизанам в Белоруссию. Запомнился эпизод, когда мы в Белоруссии
выходили к своим, за линию фронта. Мы вышли на окраину леса, впереди
было картофельное поле и шоссе, вдоль которого залегли немцы. Нам
сказали, что нужно ползти, а затем будет команда бегом вперед, кто
выживет, тот выживет. Немцы стреляли разрывными пулями. Когда такая
пуля летит, то ей достаточно задеть лист дерева, чтобы она взорвалась.
Все залегли, кто побежал в тыл. Когда наступили сумерки, мы поползли,
затем поднялись и побежали. А у меня вещмешок набитый пленкой и
кассетами, в руках камера, на плече немецкий «шмайсер», пистолет,
коробка для кассет-весь как наряженная елка. Я бежал и чувствую, что
нет больше сил и пошел пешком, широким шагом и так прошел линию фронта.
Я настолько хотел пить, что увидев заполненные водой ямки от лошадиных
копыт, бросился к ним и пил, переходя от одной ямки к другой.
- А День Победы, как я знаю, Вы встретили в партизанском отряде в Югославии.
- В 1944 году после Белоруссии я снова был на Калининском фронте и
там узнал, что режиссер Леонид Глидер, у которого я когда-то был
ассистентом, направлен на Западную Украину и зовет меня поехать вместе
с ним. Я написал письмо режиссеру Сергею Герасимову, который тогда был
директором студии документальных фильмов, с просьбой послать меня на
Западную Украину. Через некоторое время пришел ответ-выезжайте в
Москву, поедете в Югославию. Так вместо Украины я оказался в
Черногории. В горах шли бои, 8 мая мы подошли к Подгорице и там
заночевали. Утром меня разбудили партизаны и мы пошли на Базарную
площадь, где толпился народ и стояла наспех сколоченная, обвешанная
коврами трибуна. Там нам и объявили об окончании войны. Позже я снимал
парад в Белграде и вернулся в Москву.
- Почему Вы, коренной москвич, оказались жителем Таллина?
- В 1946 году в Москва делала фильмы о союзных республиках, в том
числе и об Эстонии. Режиссер Лидия Степанова пригласила меня работать
вместе с ней и мы приехали в Таллин. Переводчиком у нас была балерина
Зинаида Веселова, владеющая пятью языками. Мы познакомились и вскоре
эта девушка стала моей женой. Я увез ее в Москву. Она ждала ребенка и
плохо себя чувствовала. Хотя я уже был лауреатом Сталинской премии за
фронтовые съемки, в Москве у меня были не особенно хорошие жилищные
условия, я жил в коммуналке. Мы решили, что жена поедет рожать в
Таллинн, где у ее семьи была квартира со всеми удобствами. В конце
концов я переехал к супруге в Таллин, где с 1948 стал работал на
киностудии "Таллинфильм".
- Как Вы будете отмечать нынешний День Победы?
- Уже несколько десятков лет я езжу на 9 мая в Москву. Меня
приглашает Союз кинематографистов. Пару раз смотрел парад на Красной
площади, но честно говоря, это не очень интересно просто так стоять, к
тому же я столько раз снимал парады. Кстати я снимал и парад Победы в
июне 1945 года. А в этом году в первый раз меня включили в список
ветеранов, которые пройдут по Красной площади. Вот это другое дело. В
конце апреля мы выезжаем в Братиславу. Будем выступать с лекциями.
Через два дня возвращаюсь в Москву. Там как всегда меня будут таскать
на телевидение, радио, в газеты. После парада ветераны из Эстонии
возвращаются домой, а я остаюсь в Москве до конца мая.